Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Преподобный Максим Исповедник
O различных недоумениях у святых Дионисия и Григория (Амбигвы к Фоме)

Содержание | Отцу духовному и учителю Фоме
ВОПРОСЫ: 1 2 3 4 5
Послание второе к тому же
ВОПРОСЫ: 1 2 3

I. На слова святого  Григория Богослова из первого слова о Сыне: "Посему Единица, от начала подвигшаяся в двоичность, остановилась на Троице" [21], и паки его же, из второго слова о мире, о "Единице, подвигшейся по причине богатства, превзойденной двоице (ибо [божество] превыше материи и формы, из которых [состоят] тела) и Троице, определившейся по причине совершенства" [22].

Если по причине кажущегося разногласия, рабе Божий, ты недоумеваешь об истинном согласии, то невозможно найти слов более близких по смыслу, чем эти. Ибо одно и то же – "прейти двоичность", или "не остановиться на двоичности"; также и "определиться Троицей", или "остановиться на Троице движению Единицы", если только мы защищаем единоначалие [23] не нелюбообщительное [24], как бы ограниченное единым лицом, или беспорядочное, как бы изливающееся в бесконечность [25], но то, которое [составляет] равночестная по естеству Троица, Отец и Сын, и Дух, святое соединение [26] (

συνίστησιν όγιον), Коих богатство сращенность и единое исторжение (τό εξαλμα) светлости [27], а не сверх этого изливающейся божественности, дабы нам не вводить толпу богов, и не меньшим сего ограничиваемой, дабы нас не осуждали за скудость божества [28].

Это, однако, не изъяснение причины для сверхсущной Причины сущих, но изложение благочестивого о сем учения: поскольку [божественность] - Единица, но не двоица; Троица, но не множество, как безначальная, бестелесная и непротиворечивая (αστασίαστος). Ибо Единица воистину единична, ибо она не есть начало того, что после нее, по сжатию протяженности (

κατά διαστολης συστολήν), чтобы ей изливаться, естественным образом устремляясь ко множеству, но воипостасно есть бытие (ενυπόστατος οντότης) единосущной Троицы.

И Троица – воистину троична [29], не разлагаемым числом [30] совосполняемая (ибо она не есть сложение единиц, чтобы Ей претерпевать разделение), но всущественное бытие (ενούσιος υπαρξις) триипостасной Единицы. Ибо Троица – воистину единична, потому что Она так есть, и, Единица – воистину троична, потому что так Она осуществовалась.

Ибо едино божество, существующее единично и осуществующееся троично [31]. И хотя ты, услышав о движении, удивился, как непостижимое движется божество; нам прежде [надлежит] не свойства его, но само понятие (λόγον) о бытии его разъяснить, а потом уже прояснить и тропос [32] того, как оно реально существует, поскольку само бытие всяко логически предшествует тому, как оно существует [33].

Итак, движение божества – это бывающее через откровение тем, кто способен его принять, ведение о том, что Оно существует и как Оно осуществляется.

Примечания:
21. Григорий Богослов, Слово 29,2 (р.п., стр.414).
22. Его же, Слово 23,8 (р.п., "[Божество] выступившее из Единицы по причине богатства, прейдя двоицу, ибо [Оно] выше материи и формы, из которых [состоят] тела, определилось Троицей по причине совершенства", Слово 22, там же, стр.332).
23. Слово 29,2 (р.п., стр.414).
24. Слово 23,8 (р.п. Слово 22, стр.332).
25. Там же.
26. Слово 29,2 (р.п., стр.414).
27. Его же, Слово 40,5 (р.п., стр.546).
28. Его же, Слово 38,8 (р.п., стр.525) и Слово 45, P.G. 36, p.628C (р.п., стр. 664).
29. Слово 23,10 (р.п., Слово 22, стр.333).
30. Там же.
31.

Μονάς γάρ αληθως η Τριάς, οτι ουτως εστί, καί Τριάς αληθως η μονάς, οτι ουτως υφ, έστηκεν.

επειδή καί μία θεότης ουσά τε μοναδικως, καί υφσταμένη τριαδικως. Это предложение можно перевести: "Троица – воистину единична, потому что Она такова по существу, и, Единица – воистину троична, потому что такова Она по ипостаси.

Ибо едино божество, пребывающее по существу единым, а по ипостаси – троичным", т.к. слово "существо", "ουσία" – производное от глагола "ειμι", "быть"; а "ипостась", "υπόστασις" - от "υφίσταμαι" - осуществляться, реально существовать конкретным, личным образом.
32.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке