Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Преподобный Максим Исповедник
O различных недоумениях у святых Дионисия и Григория (Амбигвы к Фоме)

Содержание | Отцу духовному и учителю Фоме
ВОПРОСЫ: 1 2 3 4 5
Послание второе к тому же
ВОПРОСЫ: 1 2 3

Освященному рабу Божию, отцу духовному и учителю Фоме, смиренный Максим и грешный, недостойный раб и ученик.

Непрелестного созерцания неизменный навык [2] приняв от прекрасного поучения в божественных [вещах], ты стал, о, Богом весьма возлюбленный [3],  не просто премудрости, но красоты ея благоразумнейшим любителем [4]. Премудрости же прекрасное есть ведение деятельное (γνωσις εμπρακτος)

или деяние с мудростью, которых отличительною чертою является посредством обоих совосполняемый логос божественного промысла и суда [5]. Согласно которому, соединив ум с чувством посредством Духа, ты показал воистину, как Богу свойственно творить человека по образу Божию [6], богатство благости делая знаемым [7], добрым смешением противоположного [8] обильно в себе самом показуешь Бога овеществляемым добродетелями, Его же высоте соразмерив подражанием смирение, не несподобил снизойти ко мне, спрашивая о том, что сам познал на опыте.

Суть же главы у Дионисия и Григория, этих святых и прехвальных, и блаженных мужей, поистине избранных свыше, по предложению веков [9] Богу предложенных, приявших в себя все воистину возможное для святых излитие премудрости [10], и отложением жизни по естеству существо души окачествовавших (πεποιημένων)

, и сего ради живущим в себе единого Христа приобретших, и - скажу даже больше – душою души их для них ставшего, и посредством всех их деяний, слов и разумений всем являющегося, посему это как бы и не их уже предстоит нам послушать, а Христа, Себя по благодати ими представившего.

Но как реку Господа Иисуса [11], не приняв Духа святости? Как возглаголю силы Господни [12] я, гугнивый [13] и ум пригвоздивший к обладанию [вещами] тленными? Как слышаны сотворю хотя некие хвалы Его [14], я, глухой [15], и слух души имея посредством дружбы со страстями совершенно отвратившимся от слов того блаженного гласа? Как сделается явным мне, побежденному мiром, привыкшее побеждать мiр [16], а не являться мiру [17] Слово, если оно по естеству непознаваемо для привязанных к матерьяльному?

Как не дерзость [будет] приступать со своим мнением ко святым скверному [18] и к чистым нечистому? Посему я отказался бы от повеленного предприятия, опасаясь упрека в дерзости, если бы не более боялся опасности непослушания. Итак, находясь между этими двумя [опасностями], я пренебрегаю скорее упреком в дерзости, как более терпимым, убегая от опасности преслушания [19], как не прощаемого.

И заступничеством святых и при помощи ваших молитв, [по дару] Христа, Великого Бога и Спаса нашего [20], подающего благочестиво разуметь и должным образом говорить, о каждой главе отвечу кратко (слово ведь мое к учителю), ибо возможно малым достигать великого, начиная с богомудрого Григория, как ближайшего к нам по времени.

Примечания:
2. Климент Александрийский, Строматы, VI, 7,61.
3. Дионисий Ареопагит, Послание 10// Сочинения, Спб. (издательство Олега Абышко), 2002, стр.854 (р.п., там же, стр.855).
4. Прем.7:30; 8:2.
5. Одним из ключевых в богословии св. Максима является понятие "логосов", точного соответствия которому нет в русском языке. Дореволюционный исследователь богословия преподобного отца С.Л.

Епифанович разъясняет, что "В отношении к Богу логосы – это божественные идеи или хотения; в отношении ко всякой вещи – ее формирующий принцип, по которому она получила бытие, ее определение, закон; в отношении к деятельности – ее смысл, цель, намерение, план, правило. Как предмет нашего познания, логосы являются божественными озарениями нашего ума и воспринимаются (субъективно) как помыслы, созерцания, истины" (

"Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие", М., "Мартис", 1996, стр. 65, Примечание 1). Все логосы превечно содержатся в Логосе – Слове Божием как Его энергии, посредством которых все бытие причастно Богу. Логосы промысла суть божественный замысел о мiре в целом и каждом творении в отдельности, каким оно должно быть согласно воле Творца; логосы суда – оценка Богом того, как творение реализовало этот божественный план своего бытия.

Существуя вне времени в Боге, они являются началом и концом временного бытия, одни – предшествуя его возникновению, а другие – следуя за его прекращением, и являя Логоса одни – Творцом, без Негоже ничтоже бысть, еже бысть (Ио.1:3), а другие – Судией, Которому Отец весь суд предаде (Ио.5:22).
6. Быт.1:27; 5:1.
7. Григорий Богослов, Слово 38, 11 (р.п.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке