Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



E. Sirin ГЛАВА 9
«Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:3) Отнюдь не усомнился в Нем. Ибо тот, кто не умедлил взыг­рать во чреве и приготовил путь в пустыне, и крещение не вменил себе ни в какую похвалу, поскольку сказал: «мне надобно креститься от Тебя» (Мф.3:14), и: «вот Тот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (ср.: Ин.1:29)

, и: «я недостоин развязать ремни у обуви Его» (Ин.1:27), – кто все это возвестил во всеуслышание, каким обра­зом потом мог усомниться в Нем, во-первых, после свидетельства Духа, сошедшего в подобии голубя, и, во-вторых, после голоса явившегося с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и пр. (Мф.3:17)? Но эти слова мы изъясняем так. Как пророки говорили ради себя и ради тех, кото­рые должны были слушать их, и как Господь говорит: «ради народа го­ворю сие, чтобы поверили» (ср.: Ин.11:42)

, – так и Иоанн, когда уви­дел, что настало время переселиться ему из этого мира, и уразумел, что он должен так же и в смерти предшествовать Спасителю, как предшествовал Ему в рождестве в эту жизнь, то озаботился тем, чтобы не оста­вить своих учеников блуждать и рассеяться, как стадо без пастыря. Иоанн послал учеников к Нему не для того, чтобы они допрашива­ли Его, но чтобы Господь, как бы печатью, подтвердил (им)

то, что он сам ранее говорил, потому мысль учеников устремил к Нему. Когда, говорит Писание, другие ученики услышали его беседу о Господе и уви­дели Его, то, без печали оставив Иоанна, последовали за Ним (Ин.1:35-37). Как при крещении показал свою добрую волю, поскольку не присвоил себе священство дома отца своего, так и здесь пожелал ученикам передать сокровища, которых не похищал.

Послал их к Хри­сту с той целью, чтобы, увидев чудеса, они укрепились в вере в Него. И сказал им Иисус: «пойдите и расскажите Иоанну» не то, что слышали, но «то, что видели. Вот, слепые видят и хромые ходят» (ср.: Мф.11:4,5), – то есть если бы дела, которые Я делаю, не подтверждали слов Иоанна, то его беседы (обо Мне) были бы совершенно ложны; а так как (на самом деле)

они истинны и верны, то следуй не словам их, но пости­гай (их) смысл. Господь начал с того, что казалось более легким, хотя в области чуда малое и великое имеют одинаковое значение [буквально: «вывешиваются на одной и той же чашке весов»]. «Слепые видят и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат»; наконец, как бы в запечатление всего, сказал следующее: «мертвые воскреса­ют» (Мф.11:5)

, потому что последнее было главным делом благости Единородного, посредством которого разрушается и изгоняется зло, введенное в мир Адамом. При этом узнай то, что следует: «блажен будет, кто не соблазнится о Мне» (ср.: Мф.11:6), каковыми словами дал ученикам Иоанна верное предостережение, дабы не соблазнялись о Нем. Если (же) некоторые возражают, что Господь ради Иоанна ска­зал: «блажен, кто не соблазнится о Мне», – то отвечаем, что так как предшествующее было сказано ради Иоанна, соответственно и эта по­хвала высказана (также) ради Иоанна. Ибо (Господь)

сказал это для того, чтобы предостеречь учеников Иоанна, а не потому, чтобы усом­нился в Иоанне; и (что действительно) послал ему эту весть не пото­му, чтобы Иоанн ослабел в своей вере, о чем свидетельствует то, что следует (ниже). Ведь в дальнейшей речи (Господь) нигде не отвечает на вопросы, какие послал к Нему Иоанн, но после того, как ученики Иоанна ушли (обратно), «начал, – повествуется в (Евангелии), – го­ворить народу об Иоанне» (Мф.11:7).

В присутствии учеников Иоанна не хотел возвещать его славы, дабы они не подумали, что, восхваляя пред ними учителя, Он превозносит Сам Себя. «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеб­лемую?» (Мф.11:7-8). То есть разве Иоанн боялся гонителей и скло­нялся пред всяким (дуновением) ветра, так что некогда сказал: «вот, Агнец Божий», а потом отправил к Нему посланца (с вопросом)

: «Ты ли Тот, Который должен придти, или нам ожидать другого?» – «Человека ли, украшенного мягкими одеждами?» (ср.: Мф.11:8), – то есть знатно­го? Этим вторым местом изъясняется предыдущее место. Ведь что Иоанн одет быть не в мягкие одежды, об этом Писание свидетельствует в дру­гом месте, где сказано: «одет был одеждою из верблюжьего волоса» (ср.: Мк.1:6. Мф.3:4). Подобным образом и (слово)

«трость» должно принимать не в собственном смысле. Веровал он и не сомневался. Как Иоанн не был тростью непрочной, так и одет он был не в мягкие одеж­ды. «Таковые находятся в чертогах царских», (а) не в пустыне. «Пророк он, и больше пророка» (ср.: Мф.11:9), – поскольку пророки предвозве­щали явление Царя, Иоанн же один только удостоился сказать: «вот Тот, о Ком возвещали пророки».

Итак, если он больше пророка, то он не есть трость, ветром колеблемая. Но Иоанн, когда увидел, что течение его жизни достигло конца, передал свое стадо Князю пастырей, подобно тому, как и Господь, дабы показать пастырское попечение, какое имел о Своем стаде, передал его во время смерти Своей старейшему из пастырей, Петру, чьи уста испо­ведали Его (Мф.16:16), чьи слезы послужили ручательством (Мф.26: 75). Прежде, чем Господь получил (это)

ручательство, не дал ему даже немногих овец, но тройное исповедание, какое дал Петр (Ин.21:15-17), принял как верный залог за три части стада, кои передал ему. Когда Учитель говорил ему: «любишь ли Меня», – то хотел получить от него исповедание нелицемерной любви, дабы, отдав свою любовь в качестве залога, он получил и пас овец Его. Когда увидел, что своими устами он дал свидетельство о Нем и своими слезами, как бы печатью, подтвер­дил (его)

, то дал ему и награду, какая предназначена для пастырей, имен­но: мученическую смерть (Ин.21:18), которая есть венец победы Его учеников и пастырей. Прежде, чем Господь получил от Симона свидетельство любви, не мог дать ему жребий Своей смерти, как и Сам не положил бы души Своей за овец Своих, если бы не любил их. Иоанн же, усматривая при помощи Духа, Которого имел, что, хотя Господь был сама сила исцеления, и Свою силу всегда имел при Себе, однако вера в Него, которая необходима для желающих получить исце­ление, не всегда была налицо, – то ради сего и послал к Нему учеников в такое время, когда все получали доказательство, что Он есть истин­ный Мессия.


E. Sirin ГЛАВА 9
«Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:3) Отнюдь не усомнился в Нем. Ибо тот, кто не умедлил взыг­рать во чреве и приготовил путь в пустыне, и крещение не вменил себе ни в какую похвалу, поскольку сказал: «мне надобно креститься от Тебя» (Мф.3:14), и: «вот Тот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (ср.: Ин.1:29)


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке