Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



E. Sirin ГЛАВА 10
И когда [начало 10-й главы составляет прямое продолжение рассуждений, изложенных в конце предыдущей главы] явились двое, чтобы выбрать себе такое место, которым бы они превосходили товарищей своих, Господь сказал им: «Можете ли вы пить чашу, которую Я буду пить» (ср.: Мф.20:20-22), дабы на­учить, что место превосходства отдается за заслуги [буквально: «продается, как награда»]. Поэтому и (апостол)

говорит: «посему и Бог превознес и прославил Его» (ср.: Флп.2:9), ибо никто не был более умален в своей природе, как Христос, поскольку Он был из Божества. После того, как они узнали, что то место дается за дела, (Господь как бы) таким образом продолжает (Свою речь): так как вы уже узнали, что место сие дается за заслуги, то рассудите, что, быть может, найдутся такие, которые сильнее вас будут подвизаться или пожелают подвизаться; по Суду же Отца совершен тот, кто подви­гом своим превосходит всех прочих, и для такового уготовано то ме­сто. Поскольку (те двое) пришли (с той целью)

, чтобы по избранию без заслуг получить (первое место), то Господь отверг их, делая вид, что не имеет власти (исполнить их просьбу), дабы не опечалить их, как и сло­ва: «О... часе этом никто не знает» (Мф.24:36), (сказал для того), что­бы дальше не спрашивали Его о том. «Не ваше дело, – говорит, – знать час и время» (ср.: Деян.1:7). Когда же прочие апостолы разгневались на них, раскрыл дело всем, говоря: «кто между вами хочет быть боль­шим, да будет вашим рабом» (ср.: Мф.20:27).

Этим путем все люди имеют доступ к власти. Итак, просьбу сыновей Зеведеевых Господь положил пред глазами их, как венец, которым увенчивается тот, кто превосходит (всех) на ри­сталище. Также и апостол на этом основании строит (свое учение), го­воря: «испытает сердца ваши, и тогда каждому из вас будет похвала у Бога» (ср.: 1Кор.4:5). Даже Валаам был избран для прорицания (Чис. гл. 22-24), сыновья Илия на священство (1Цар.2:12-17) и Иеровоам на царство (3Цар.11:26-40).

Посему апостол говорит: «и я сам окажусь недостойным» (ср.: 1Кор.9:27), дабы научить, что он мало ценит вся­кое избрание по небесному усмотрению [т.е. не вменяет себе в заслугу], высоко же ставит волю. И дабы ты лучше уразумел эту истину, еще научает, что если кто говорит языками ангельскими (а любви не имеет), тот делает это не по собствен­ному изволению, но по избранию Божию, а кто любит, тот имеет соб­ственное избрание (1Кор.13:1).

Посему любовь есть путь более вели­кий и превосходный (1Кор.12:31), чем тот, который не зависит от соб­ственного изволения, как, например, ведать пророчество и таинства, и переставлять горы. «И если раздам все имение мое бедным», как Ана­ния со своей женой, ибо они сделали это не по любви (Деян.5:1-5), «если отдам тело мое» (ср.: 1Кор.13:3)

, как сделал Искариот, – то этими словами учит, что избрание без любви, о чем и сказано, не при­носит пользы; (приносит) же (пользу) одно только избрание по (соб­ственной) воле. Посему говорит: «возлюбишь Господа Бога твоего, это есть великая заповедь» (ср.: Мф.22:37). И еще говорит: «если раздам (мое имение) бедным», как фарисейская секта (Мф.6:2)

, «и если отдам тело мое на сожжение огнем», как те пятьдесят мужей, ибо они не по истинной вере назвали Илию пророком, говоря: «пророк Божий! царь говорит: сойди» (ср.: 4Цар.1:9-12) [разумея, что «нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3). Возрыдали пред лицем Божиим вместе с тем, кто послал их, и свои тела отдали огню Господню, чтобы с воплями быть сожженными, поскольку не было в них Господа.

То же случилось и с сынами Корея, так как они сожжены были не вследствие ревности к Божественному служению (Чис.16:1-35). И во дни Седраха, Мисаха и Авденаго многие желали быть вверженными в огонь, дабы и с ними случилось то же, что произошло с теми тремя (Дан.3:1-97). И во дни Авраама другие также помогали бедным пищей (в том расчете), что, быть может, войдут Ангелы и благословят их.

Все они старались уподобиться людям достойным, (но) не по люб­ви к добру, а ради собственной выгоды. Таков был Валаам, который выстроил семь жертвенников (Чис.23:1), а так как слышал, что молит­вы предков были приняты ради принесенной (ими) жертвы, то и сам принес жертву (Чис.23:2-6). Поступку царя Моавского подражал Иеф­фай. Но так как у него было одно детище, и он подвергал смерти чело­века, а не животное, то Бог смиловался над ним, хотя тот сделал это вследствие бедствия, а не из любви (Суд.11:30-40).

И если бы Иеффаю встретился кто-либо из слуг его, то он немедленно бы убил его, но в целях предостережения, дабы человек не убивал человека, Бог выслал навстречу ему дочь, чтобы и других поразить страхом, дабы не прино­сили людей в жертву Богу [см. толкования святого Ефрема на книгу Судей, гл. 11 (Opp. Syri. t. I, p. 321-322)]. А то, что сделано Авраамом (Быт.22:1-14)

, указывает на обычай того времени приносить в жертву детей сво­их, и это произошло для того, чтобы родители не безумствовали (от печали), а скорее радовались, когда дети добровольно приносятся ими в жертву [в этом месте святой Ефрем говорит о посвящении детей на служение Богу по обету] или лишаются жизни. И вот у Авраама, который в радости принес в жертву своего сына, вместо одного этого было впоследствии много детей. Потому Бог открыл многие врата (доставляет много раз­ных случаев)

, дабы люди становились друзьями Божиими, подобно тому, как Авраам и многие другие были друзьями Божиими. Слова: «ни здесь, ни там не отпустится ему» (ср.: Мф.12:32) дол­жно понимать так. Господь даром прощает грехи многих, и крещение Его даром освобождает верующих от наказания. Грехи же такого чело­века (богохульника) на сей земле не отпускают ни Господь, ни креще­ние Его, ни даже милосердие Божие, которое укрывает злое добрыми делами и в конце совсем покрывает.

Господь не сказал, что такому бо­гохульнику нет воздаяния и возмездия, но что даром ему не отпускает­ся, то есть если он исполнит все благое и совершит все в правде, то и тогда не может быть того, чтобы ему даром было отпущено, но возда­стся ему в геенне. Давид все-таки отдал праведность свою за человекоубийство, которое совершил (2Цар. гл. 11)


E. Sirin ГЛАВА 10
И когда [начало 10-й главы составляет прямое продолжение рассуждений, изложенных в конце предыдущей главы] явились двое, чтобы выбрать себе такое место, которым бы они превосходили товарищей своих, Господь сказал им: «Можете ли вы пить чашу, которую Я буду пить» (ср.: Мф.20:20-22), дабы на­учить, что место превосходства отдается за заслуги [буквально: «продается, как награда»]. Поэтому и (апостол)


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке