Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



E. Sirin ГЛАВА 13
«Был там некий муж, находившийся в болезни своей тридцать во­семь лет. Говорит ему Господь: хочешь ли быть здоровым?» (ср.: Ин.5:5-6). Значит, не хотел. «Говорит ему больной: у меня нет помощника, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (ср.: Ин.5:7). Об ином спросил Господь, и иное ответил больной, говоря: «нет у меня помощника, который опустил бы меня, и пока я медленно приближаюсь к купальне, другой уже сходит прежде меня» (Ин.5:7) [Святой Ефрем, как видно, не читает Ин.5:4, как и сирийский текст (по переводу Cureton'a), а также Син., Ват. и многие другие кодексы].

И в продолжение тридцати восьми лет не нашел такового. Этими словами постыжаются Иудеи, которые не верят, что крещение отпускает грехи. Ведь если верят, что посредством Силоамской воды Ангел исцелил (бы) больного, то насколько более надлежит верить тому, что Господь Ангелов чрез крещение очищает от всякого порока? И поскольку думали, что одна только вода (может) помочь ему, то (Господь)

сказал ему: «встань, возьми постель свою и ходи» (Ин.5:8). Грешник он был и неверующий, о чем свидетельствует Господь, говоря: «не греши боль­ше» (Ин.5:14). Приступила правда и искала в устах его веры, но не нашла; исцелило его милосердие, дабы благодать не прошла (мимо него) тщетно. «Встань на ноги свои, возьми постель свою и иди в дом твой».

Разве недостаточно было сказать: «Встань, ходи»? Разве и это не было бы чудом, когда бы тот, кто не имел силы повернуться на ложе своем, внезапно поднялся и пошел? Но дабы показать, что дал ему совершенное здоровье, Господь присоединил повеление поднять ложе. Ибо исцелил его не по подобию больных, к которым постепенно возвращается здоровье, потому и сказал: «встань на ноги, возьми постель твою и ходи».

Ведь если бы он стал молчать, то ложе его возопило бы. Когда же Иудеи увидели его, то сказали: «кто сказал тебе: возьми ложе твое?» (ср.: Ин.5:12). Опустили (умолчали), как показывает Писание, спросить его: «Кто тебя исцелил?» — а сказали: «кто повелел тебе взять на себя ложе в день субботний?» — О, слепые, глупые, глухие и бесчувственные, почему вы одно пропускаете, а о другом спрашиваете?

Поскольку они спрашивали, как слепцы, то тот, кто был исцелен, дал им освещающий (дело) ответ, пото­му что был разумным и просвященным ходатаем, которого мудрый Врач послал для того, чтобы заблуждающихся привести на правый путь. «Кто повелел тебе взять ложе свое на себя?» — Так как они хотели скрыть чудо исцеления и подвергнуть поношению человека, взявшего ложе, то сей (последний) открыто возвестил о своем исцелении и (вместе с тем) осудил и опроверг их неверие.

Сказал им не то, что они хотели слышать (от него), а то, чему отказывались верить. «Тот, Кто исцелил меня, сказал мне: встань, возьми ложе свое и иди. Говорят ему: кто Он? Сказал: не знаю, — потому что Иисус, когда увидел множество народа, уклонился от того места. А спустя некоторое время увидел его и сказал ему: вот, ты стал здоров, не греши больше, чтобы тебе не потребовался кто-либо другой» (ср.: Ин.5:11-14). — Ибо сказал: «Никого не имею (кто опустил бы меня в купальню)».

— «И тогда человек этот пошел и рассказал Иудеям, что Иисус был Тот, Кто исцелил меня» (ср.: Ин.5: 15). Когда же они обвинили Господа за то, что исцелил в день субботний, то (Господь) сказал им: «Отец Мой доныне делает, посему и Я де­лаю» (Ин.5:17). И, таким образом, Иудеи преследовали Спасителя не только за то, что исцелял в день субботний, но «еще и за то, что Отцем Своим назвал Бога и Себя Самого сделал равным Богу» (ср.: Ин.5:18).

Однако заметь, что не ответил: «Не нарушай субботы», — но: «Нарушай ее так, как Отец Мой на небесах». «Отец Мой... делает, и Я делаю». Ведь если тварь, Ангелы, и светила, и роса, и дождь, и источники, и реки не останавливаются (в своей деятельности) днем субботним, если в день субботний ни Ангелы не оставляют своего служения и делания, ни небеса (не перестают) посылать росу и дождь, ни светила (не прекращают) движения, ни земля (не перестает)

производить плоды, ни человек дышать и рождать детей, — напротив, в день субботний люди тем скорее рождаются, что (этому) не препятствует никакое повеление, и в восьмой день обрезываются, — если этими примерами и почти бесчисленными другими закон нарушается, если так делает тварь, то насколько более (может делать так) Творец? Посему «Сын Человеческий есть господин субботы» (Мф.12:8). Подобный (сему)

ответ Его находим в другом месте, когда учеников Его порицали за то, что они растирали колосья (Мф.12:1-2); (тогда) сказал им: «разве вы не читали, что сделал Давид, как он ел хлебы предложения, которые не дозволялось есть ни ему, ни бывшим с ним?» (ср.: Мф.12:3,4). Итак, уразумей смысл этих слов и познай сокрытую в них силу. «Преследовали Его, — говорит, — за то, что Себя Самого сделал равным Богу».

Когда обвиняли учеников Его, то предложил им свидетельство Давида, который, хотя был пророком, царем и праведником, но все же оставался человеком, как человеками были и апостолы; ведь прилично было рабу сделаться свидетелем для сорабов своих; когда же хотели обвинить Его Самого, то не Давида, который был человеком, привел им в свидетельство, и не свидетельство небес, кои суть тварь, ни Ангелов, ни Серафимов, ни духов хранителей, кои все на служение посылаются, но, оставив все небесное, преисподнее и земное, и небеса, и все, что в них, указал на свидетельство Господа всякого естества и Бога всей твари, говоря: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю».

Равным образом и слепого от рождения послал умыться в купальне Силоамской (Ин.9:7), во-первых, для того, чтобы ясно показать, что слепой не усомнился (в Нем), иначе не исцелился бы, а, во-вторых, для того, чтобы, если на пути будут расспрашивать слепого, то он изложил бы (все) дело, и таким образом опять вера его сделалась бы известной. Подобно (сему)

и слова: «Встань, возьми ложе свое», — сказал для того, чтобы в день субботний увидели исцеленного и расспросили (об исцелении). Итак, суббота установлена не ради Бога, а ради человека; посему, кто дал ее, тот и господин ее. На вопрос: «Я — податель субботы или нет?» — усматриваем ответ в делах (Его). Вот, слепой служит свидетелем, а больные — глашатаями.


E. Sirin ГЛАВА 13
«Был там некий муж, находившийся в болезни своей тридцать во­семь лет. Говорит ему Господь: хочешь ли быть здоровым?» (ср.: Ин.5:5-6). Значит, не хотел. «Говорит ему больной: у меня нет помощника, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (ср.: Ин.5:7). Об ином спросил Господь, и иное ответил больной, говоря: «нет у меня помощника, который опустил бы меня, и пока я медленно приближаюсь к купальне, другой уже сходит прежде меня» (Ин.5:7) [Святой Ефрем, как видно, не читает Ин.5:4, как и сирийский текст (по переводу Cureton'a), а также Син., Ват. и многие другие кодексы].


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке