Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Преподобный Ефрем Сирин
Поучительные слова к египетским монахам (43-50)

Поучение 43. О том, что не должно клясться и говорить хулу

По слав. пер. Ч. I. Сл. 92.

Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: паки слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя. Аз же глаголю вам не клятися всяко, ни небом, яко престол есть Божий: ни землею, яко подножие есть ногама Его: ни Иерусалимом, яко град есть великаго Царя. Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити.

Буди же слово ваше: ей, ей; ни, ни; лишше же сею от диавола есть (Мф.5:33-37). Как же осмеливаемся мы преступать заповеди Сотворившего нас, по слову сказавшего: положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли (Пс.72:9)? И ты осмеливаешься небоязненно отверзать уста свои, и пускать слова на небо, произнося клятвы и хулы? Или не боишься, что огненный серп, виденный Пророком, вселится в доме твоем (Зах.5:4)

, пока не потребит тебя в поднебесной за то, что на Бога Вседержителя, на Которого не смеют взирать Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы, предстоят же ему со страхом и трепетом, песнословя страшное, славное и досточтимое имя Его, осмеливаешься ты отверзать уста, как написано: продерзателе, себе угодницы, славы не трепещут хуляще: идеже Ангели крепостию и силою больши суще, не произносят на ня укоризненна суда.

Сии же, яко скоти животни естеством бывше в погибель и тлю в нихже не разумеют хуляще, во истлении своем истлеют, приемлюще мзду неправедну (2Пет.2:10-13)? Ужели ты, будучи человеком, не познаешь сам себя? Или думаешь, что дело сие обратится тебе в доблесть? Нет, сказываю тебе; но к пагубе и погибели твоей послужит оно; потому что сквернишь ты и души других, став содейственником сатаны.

Апостол говорит: учаще и вразумляюще свое самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, поюще в сердце вашем Господеви (Кол.3:16); и ты вместо сего учишь противному: хулам и клятвам; и как себя, так и подражающих твоему неразумению делаешь сынами геенны; потому что горечью наполнил ты те уста, которые создал Бог на славословие Его. Перестань, наконец, человек, чтобы это самое слово, которым пренебрегаешь ты, не сделалось пламенем в устах твоих и не сожгло языка твоего.

Если человек, быв в ссоре с другим человеком, и по заключении мира, стыдится показаться на глаза ему; то как же ты, который сегодня в мире, а завтра предстанешь судилищу Его, осмеливаешься выговорить такие слова, и не боишься, что может сойти с неба огонь и пожрать тебя за то, что отверзаешь уста на Вседержителя? И в мысли не держишь, что внезапно может разверзнуться под тобою земля и поглотить тебя?

Не обманывайся, человек; ибо невозможно избегнуть из рук Создавшего нас. Послушай того, кто говорит: хуляще: иже воздадят слово Богу, имеющему судить живых и мертвых (1Пет.4:4-5). Долго ли будем прогневлять Того, Кто даровал нам столько благ, Кто, взяв персть от земли, создал человека и вдунул в него дыхание жизни, Кто все покорил под ноги его, Кто спящих нас охраняет, восстающих от сна покрывает, алчущих питает, нагих одевает, малодушествующих утешает, вразумляет и милует, Кто и Единородного Сына Своего предал за жизнь всех, между тем как мы за благодеяния Его приносим терния и волчцы, годные только на сожжение?

Приступи, наконец, к человеколюбивому и непамятозлобивому Богу, испрашивая у Него хранения устом твоим, и дверь ограждения о устнах твоих (Пс.140:3). Смотри, с каким страхом и трепетом Пророк, беседуя с Богом, в чистой молитве вопиет, говоря: Господи, услышах слух Твой, и убояхся: разумех дела Твоя, и ужасохся (Авв.3:1.2), И еще: сохранихся, и убояся, сердце мое, от гласа молитвы устен моих, и вниде трепет в кости моя, и во мне смятеся крепость моя (16).

Если же продолжаем не думать о праведном Судии, то послушаем Апостола, который говорит: или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, неведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собиравши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его (Рим.2:4-6)?

Почему и в другом вместе сказано: аще согрешая согретит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу: аще же Господеви согрешит, кто помолится о нем (Цар.2:25)? Итак покаемся, братия. Долго ли огорчать нам Создавшего нас? Если утратим пристань; где спастись нам во время бури и смятения? Если прогневаем Господа; к кому прибегнем во время скорби и нужды?

Написал я вам это, возлюбленные, не как делами своими подтвердивший истину, но как брат, подающий совет. Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя (Пс.93:17). Почему и вас умоляю я, злосчастнейший из людей, помолиться о мне ко Господу, чтобы прежде кончины изглажено было множество грехов моих и чтобы не постыдиться мне в чаянии своем.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке