Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



E. Sirin ГЛАВА 18
«Отвяжите осленка и приведите ко Мне» (ср.: Мф.21:2). Яслями Иисус начал – на осленке достиг конца. Яслями – в Вифлееме, на осленке – в Иерусалиме. А когда шел в Иерусалим, то, увидя его, начал плакать о нем. Авраам увидел день Его и возрадовался. Христос же увидел Иерусалим и заплакал о нем. Заплакал же потому, что (Иерусалим) не возрадовался.

«О, если бы ты узнал хотя этот день мира твоего, но мир сокрыт от лица твоего» (ср.: Лк.19:42). Авраам, отец твой, увидел один только день Мой и возрадовался, ты же увидел день и Господа дня. Это Он, заплакавший о тех, кои не радовались о Заступнике своем. Заплакал также и по причине предстоявшего разрушения города, как и сказал: «плачьте о себе... ибо придут дни, когда скажут... горам: ...покройте нас...» (Лк.23:28-30).

«Увидел Авраам день Мой и возрадовался» (ср.: Ин.8:56), именно, (увидел) в агнце при дереве, который развязал и освободил связанного Исаака, как и Господь посредством Креста разрушил узы язычников. От Валаама сокрыто было лицо Ан­гела (Чис.22:22-31), от народа же этого, который знал таинство Вала­ама, сокрыт был Господь мира. От того был сокрыт мир, от этого же – Господь мира.

Восклицали дети и говорили: «благословение Сыну Давидову. Пер­восвященники же и книжники, разгневавшись, сказали: не слышишь ли, что они говорят?» (ср.: Мф.21:15-16), то есть если Тебе неугодны наши похвалы, то повели им замолчать. В рождестве и смерти Его невинные дети украсили собой венец Его страдания. Младенец Иоанн взыграл пред Ним в утробе матери, и младенцы были убиты при рож­дестве Его, и сделались как бы гроздьями Его брачного пира. Когда (же)

достиг дня рождения Своей смерти, опять младенцы восклицали Ему благословение. Встревожился город Иерусалим во время рожде­ства Его, как (равно) смущен и устрашен был и в тот день, когда Он вступил в него. Когда книжники услышали крики детей и с негодовани­ем сказали Ему: «повели людям, чтобы совсем умолкли, ответил: если они умолкнут, то камни возопиют» (ср.: Лк.19:39-40).

Итак, они пред­почли, чтобы кричали дети, а не камни, дабы при крике окаменелого естества ослепленные как-нибудь не образумились. Тем не менее этот крик камней был сохранен для той же цели на время Его распятия, ког­да при молчании одаренных языком безгласная природа возвестила величие Господа. «Ныне суд миру ныне и князь сего мира извергается вон» (ср.: Ин.12:31).

Называется не князем твари и всех людей, но князем мира. Так как извергается вон, то ясно, что он не вечной сущности и что лишен власти. Каким образом извергнут был вон, это изъясняет Иоанн: «вот, – говорит, – Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин.1: 29). Князем же называется в том же смысле, в каком говорится: «боги народов не суть боги» (ср.: Пс.95:5)

, и: «ваша брань и битва не против плоти и крови, но против властей, начальств и мироправителей тьмы сей, которые под небом» (ср.: Еф.6:12), и как говорит: «ум которых ослепил бог мира сего, дабы не уверовали» (ср.: 2Кор.4:4). В таком же смысле говорится: «князь мира сего извергается вон». Также и в другом месте сказано: «бог их чрево их, и слава в сраме своем» (ср.: Флп.3:19).

«Мы слышали из закона, что Христос живет вовек» (Ин.12:34). То же содержится и в следующих изречениях: «не отнимется скипетр, пока не придет Тот, Кому принадлежит он» (ср.: Быт.49:10), и: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог, такого, как я; Его слушайте» (ср.: Втор.18: 18). «Ты же говоришь, что должно быть вознесену Сыну Человеческому» (Ин.12:34). То есть, (слова)

этого места они понимают о будущем конце мира, поскольку говорят, что может быть только одно пришествие. Или о всех пророках сказали: «мы слышали из закона», как (сказано) и следующее: «как написано в законе их: что возненавидели Меня напрасно» (ср.: Ин.15:25), – каковое написано у Давида: «ненавистью неправедно возненавидели Меня» (ср.: Пс.24:19), и: «грешники, возненавидевшие меня напрасно» (ср.: Пс.34:19)

[в словах: «мы слышали из закона», – под «законом» можно разуметь и пророков, как показывает это приведенный пример (Ин.15:25)]. Где царь, там и царство. Посему говорит: «Царство Божие в серд­це вашем» (ср.: Лк.17:21). Не должно, – говорит, – исчислять Цар­ство днями, потому что они наблюдали времена и сроки, в которые, по их мнению, надлежало явиться Христу.

Ведь молва о Нем возникла уже тридцать лет тому назад, и слухи о Нем умножились по причине рожде­ства Его. И в те годы восстал Февда с товарищами своими, которых Христос назвал разбойниками за то, что они пришли ранее Его для во­ровства (Ин.10:8) и начали, – говорит, – по разным местам присваи­вать себе имя Христа (Мф.24:5). Посему Господь обличил их, так как они не внутренно, но по внешним приметам стремились видеть Его.

«Радуйся, дщерь Сиона, ибо вот Царь идет к тебе» (ср.: Зах.9:9. ср.: Мф.21:5. Ин.12:15), и: «Восходит звезда от Иакова» (Чис.24:17), и еще: «сделаю, что вам, почитающим имя Мое, взойдет Солнце правды» (ср.: Мал.4:2), и опять: «Он святит многие народы» (ср.: Ис.51:11). Господь начал обличать тех, которые пришли с тайными умыслами. «Воры они, говорит, и разбойники» (Ин.10:8)

, потому что не показыва­ли себя явно. А вот Господь стада, когда дверью входил в Свой овчий двор, то есть в Свое наследие, то пришел открыто, чрез знамения и чу­деса, и с великой силой. И вот Он – внутри вашего сердца через свиде­тельства Свои и не скрывает Себя, так чтобы ищущие Его имели нужду в (внешних) приметах и расследовании. «Если... не творю дел... не верьте» (Ин.10:37). Итак, те (сами)


E. Sirin ГЛАВА 18
«Отвяжите осленка и приведите ко Мне» (ср.: Мф.21:2). Яслями Иисус начал – на осленке достиг конца. Яслями – в Вифлееме, на осленке – в Иерусалиме. А когда шел в Иерусалим, то, увидя его, начал плакать о нем. Авраам увидел день Его и возрадовался. Христос же увидел Иерусалим и заплакал о нем. Заплакал же потому, что (Иерусалим) не возрадовался.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке