Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



E. Sirin ГЛАВА 19
«Один из вас, который ест со Мною хлеб, он предаст Меня (ср.: Мк.14: 18), и вот, рука предателя Моего со Мною за столом (ср.: Лк.22:21), и: «Сын Человеческий идет, как написано о Нем» (Мф.26:24). Такими сло­вами с милосердием оплакивал сего нечестивого губителя. «Лучше было бы ему не родиться» (ср.: Мф.26:24).

Но если Господь хотел взойти на Крест, то к чему мы отнесем это (Его) изречение: к предведению ли (Его), к неведению ли или к коварству, поскольку сказал: «лучше было бы ему не родиться»? Что (могло) препятствовать тому, чтобы раскаяние (пре­дателя) удостоилось принятия? [В этом месте святой Ефрем имеет в виду возражение какого-то еретика, быть может, Маркиона, усматривавшего в словах Господа противоречие Себе.

Если Господь хотел взойти на Крест, то как Он мог сказать, что лучше было бы не родиться предателю, без которого Он не взошел бы на Крест? С другой сторо­ны, разве предатель не мог раскаяться?] Если таковы твои насмешки и твои издевательства, то возьми себе примером змия и не порицай и не обвиняй меня, то есть меня за Учите­ля моего. Ибо если Адам сам хотел преступить заповедь, то какую по- хвальбу ты усмотришь в богохульствах того, кто наполнил уста змия прахом и укротил его, и лишил способности ходитьI? Если же Адам не мог преступить (заповеди)

без соблазнителя, то наказание справед­ливо пало на голову змия. И хотя мы соглашаемся, что Адам был под­готовлен ко греху тем, кто был причиной греха, однако и Адам по спра­ведливости понес наказание, поскольку прежде уступил этому подго­товлению. Даже хотя бы змий и не доставил повода (ко греху), все-таки Адам по причине этой оказавшейся в нем при искушении слабости впал бы в другие преступления, не подвергаясь этому искушению.

Таким об­разом, и Тот, Кто взошел на Крест, быть может, хотел взойти на Крест помимо сей случайной причины [помимо предательства Иуды], хотя это и невероятно, так как Пи­сание Евреев и многое другое не позволяют нам верить этому. Любовь открыла тайну и сообщила (ее) страху (что Иоанн открыл Петру; Ин.13:21-26), поскольку, пока любовь возлежала на груди Господа, страх часто кивал ей головой.

Как истинно и верно то, что Господь, раздавая хлеб Своим учени­кам, дал им Таинство Тела Своего, так должно верить также и в то, что хлеб, данный Господом убийце Своему, дан был в таинство умерщвле­ния Тела Своего. И обмакнул его (Ин.13:26), чтобы таким образом наименовать участничество (Иуды) во вполне уже решенном убийстве Его, в котором Тело омочено было Кровию Его.

Или для того омочил хлеб, чтобы вместе с хлебом не дать также и Завета. Сначала омыл хлеб и тогда дал ему его. Омыт был от этого хлеба прежний завет, поскольку он приготовлен был Новым Заветом. Любостяжание отделило Иуду от совершенных членов Господа, как и Спаситель кротко научил, что он (Иуда) не от тела Церкви Его, но прах, приставший к ногам учеников Его.

Посему и в ту ночь, когда отделял его от них, омыл нечистоту, приставшую к ногам их, дабы научить нас, что Иуда, который как по­следний из двенадцати апостолов оказывался как бы ногами тела, был омыт Им водою от ног апостолов, как грязь, предназначенная огню. Таким же образом Господь посредством воды отделил Иуду от учени­ков, когда давал ему хлеб, обмоченный водою, потому что он не досто­ин был того хлеба, который вместе с вином раздавался двенадцати апо­столам.

Ибо тому, кто предавал Его на смерть, неприлично было по­средством хлеба принять (в себя) Того, Кто спасает от смерти. С того времени, как преломил Тело Свое ученикам Своим и дал Тело Свое апостолам, считаются те три дня Его, в течение которых Он сопричислялся к мертвым, как и Адам, который по вкушении от дерева жил многие годы, хотя по причине преступления заповеди причислялся к мертвым, поскольку Бог сказал так: «в день, в который ты вкусишь, умрешь» (ср.: Быт.2:17)

, и как в следующем месте: «четыреста лет будет семя твое в Египте» (ср.: Быт.15:13), — потому что годы эти исчислены с того дня, когда сказано это слово. То же должно сказать и о Господе. Или шестой день (пятница) считается за два дня, а суббо­та — за один. Дав Тело Свое на снедение им в таинство смерти Своей, Он вошел во чрево их, как потом (вошел) в землю.

И так как Адам не благословил, когда в непослушании срывал плод, то «Господь благо­словил и преломил» (ср.: Мф.26:26). И хлеб вошел [ср.: ...грех вошел в мир (Рим.5:12)] и изгладил осужде­ние похоти, по которой Адам преступил заповедь Божию. Или три дня считаются от нисхождения до восхождения (от погребения до воскресе­ния из мертвых)

, то есть пятница, суббота и воскресенье. И сказал: «отселе не буду пить от сего плода виноградного до Цар­ства Отца Моего» (ср.: Лк.22:18), дабы показать, что близко то время, когда Он должен будет уйти от них. «До Царства Отца Моего», то есть до воскресения Моего. Сему научает Симон в Деяниях апостольских, говоря: «после воскресения в течение сорока дней мы ели с Ним и пили» (ср.: Деян.10:41)

, — именно, в первый день недели, как и там: «не вку­сят смерти, пока не увидят Царствия Божия» (ср.: Мф.16:28), что слу­чилось спустя шесть дней (Мф.17:1). «Вот, сатана получил позволение сеять вас как пшеницу, и Я умолил Отца за тебя, дабы не оскудела вера твоя» (ср.: Лк.22:31,32). Не ска­зал: умолил за тебя, чтобы ты не подвергался искушению, но — чтобы не оскудела вера твоя. «Покажи нам Отца, и довольно нам» (ср.: Ин.14:8).

Филипп хотел видеть Отца телесно, то есть телесными очами, как прежние праведни­ки, которые видели Ангелов и Архангелов. Посему Господь дал ему ответ о видении Божества, Которое воспринимается очами ума, ибо не сказал ему: «Вы не видели», — поскольку Сам открылся ему во внеш­нем виде, но говорит: «не познали Меня» (ср.: Ин.14:9), — потому что величие Его было сокрыто, то есть если бы познали Меня, хотя посколь­ку Я не явен, то увидели бы и Отца Моего, Который не открывается (вовне).


E. Sirin ГЛАВА 19
«Один из вас, который ест со Мною хлеб, он предаст Меня (ср.: Мк.14: 18), и вот, рука предателя Моего со Мною за столом (ср.: Лк.22:21), и: «Сын Человеческий идет, как написано о Нем» (Мф.26:24). Такими сло­вами с милосердием оплакивал сего нечестивого губителя. «Лучше было бы ему не родиться» (ср.: Мф.26:24).


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке