Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Похвальное слово мученика. Ефрем Сирин, т.2. ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО МУЧЕНИКАМ   Малосмысленный, неученый и ничего не стоящий человек намере­вается написать и выставить всем напоказ прекрасную, величественную и привлекательную картину, то есть рассказать о подвиге святых муче­ников; в то же время нет у него и красок, достойных такой картины, и персты его неспособны даже этой картине дать совершенное начерта­ние.

Как же он, ничтожный и неискусный, осмеливается написать кар­тину, которая выше маломощных сил его? Поскольку знает он свое не­искусство, не забывает и своего малосилия, то припадает поэтому и со слезами умоляет общего всех Владыку, Христа Царя, Который и муче­никам Своим даровал силу в подвиге, терпение в скорби, что помогло им превозмочь различные ухищрения ненавиствующего добру врага, и увенчались неувядающим венцом, – умоляет, чтобы Сам благий и свя­тый Бог даровал неискусному мудрость, и смысл, и силу составить ве­ликую картину, достойную подвига святых мучеников, для созерцания всем грядущим родам, – да и они узнают прекрасное терпение и весь­ма великую твердость победоносных мучеников, потому что они были мужественны в своем намерении, и приобрели великие похвалы.

Во время гонения, когда все братия бежали с поприща, не смея ис­поведать Христа, Сына Божия, эти доблестные со всем мужеством ста­ли на поприще и, препоясав чресла свои искренней верой, безбоязнен­но, с великим дерзновением исповедали Христа, Сына Божия. И что говорю о боязливых, оставивших поприще? Не от поприща, но от Не­бесного Царства Божия бежали эти малодушные, соделавшись оного недостойными.

Итак, доблестные святые устояли в подвиге с великой радостью, претерпев все истязания за имя Единородного Сына Божия и Спасителя мира. И точно, не доблестны ли были эти блаженные, ко­гда своими очами увидели приготовленные для них страшные орудия мучений, горящий костер, печь и котлы, из которых каплями изверга­лась смола и жир; увидели также колеса, с принуждением и скрипом вертевшиеся в горящем огне, и еще – раскаленные в огне когти, пилы, тиски, буравы, оковы и узы; одним словом, орудия, какие враг всякой истины изобрел на исповедающих имя Спасителево.

Все это разложил он перед мучениками, чтобы привести святых в страх и робость, и что­бы при виде этого удержали они язык свой от исповедания Христа Иису­са. Что же делают эти боголюбивые и совершенные подвижники при виде столь многих орудий мучений, находящихся у них перед глазами? Вооружась готовностью на все истязания, с великим дерзновением, безбоязненно и нимало не колеблясь, исповедуют они Христа перед засе­дающими князьями и судьями.

Ни шипение огня, ни клубящийся пла­мень в печах, ни клокотание котлов, ни вращение колес, ни железные когти, ни зубы пил, ни великая острота буравов, ни давление оков, ни тяжесть уз, ни угрозы мучителей, ни скрежетание князей, ни все ухищ­рения ненавиствующего добру врага и его служителей, не устрашили мужественных подвижников Христовых, и не побудили отречься от сво­его Бога и Спасителя, но все козни врага попрали они верой, и нимало не приблизилась к ним боязнь...

Видишь ли мужество боголюбивых рабов? Видишь ли непреклон­ность духа христолюбивых подвижников? Видишь ли ревность возлю­бивших Царство Всевышнего Бога? Видишь ли совершенную веру этих верных, подлинно совершенных? Видишь ли любовь к Богу, с какой пренебрегли они всем, что есть на земле, чтобы узреть Бога, Которого возлюбили? Видишь ли, как любовь ко Христу возвышает с земли же­лающих возвышения?

Видишь ли, как желает рай увидеть в себе венце­носцев радующимися во свете? Прииди, искренний брат мой, и очами сердца изучай плоды мученичества, избыток веры и непреложный бла­гочестивый помысел в совершенных подвижниках. Смотри, как насиль­ственные мучения не могли привести в изнеможение у праведных и по­мысла о той любви, какую возымели они к Богу; напротив, терзаемые, с великой радостью принимали они удары, как величайшее наслажде­ние, и с веселым лицом благодарили Бога, что сподобились постра­дать за Него.

Как же восхвалю вас, совершенные христоносцы, или как наиме­ную вас, славные и блаженные? Кто будет в состоянии изречь похвалу вашей вере? Изумевает (недоумевает) мудрость витий и мудрых, видя столько необычайного в рабах Христовых; не достает слов у мучителей и судей при виде усердия святых мучеников. Сколько ни мучили безза­конные служители тела преподобных, – не видели их печальными и унылыми, какими должны быть терпящие истязания; напротив, видели святых в великой радости. Спокойны и веселы были они среди мук.

А мы, братия, в оный Страшный день Суда, какое будем иметь оправдание перед Богом, что и без гонения и без всякой скорби столь вознерадели о любви к Богу и о своей жизни? Мученики в скорбях, в искушениях, в истязаниях, в страшных муках любили Бога всей душой; искушения и тяжкие истязания не могли отлучить их от любви Божи­ей; а мы, живя в покое и неге, не любим Бога, благого Владыку.

Что же будем делать, когда там, перед престолом Судии, в оный трепетный день, победоносные мученики с великим дерзновением будут показы­вать струпы язв и мучительных казней? Что покажем мы там, братия? Какие заслуги? Любовь ли к Богу, веру ли в Него? Отчуждение ли от всего земного? Или бесстрастие? Или безмолвие? Или кротость? Ми­лостыню ли? Или целомудренное сокрушение? Бедность ли? Или сле­зы?

Блажен, кто имеет эти заслуги, потому что будет там сопричастни­ком мучеников; не извергнут его из чертога света, и ради таких заслуг несомненно возымеет он то же дерзновение перед Христом и перед Ангелами Его. Победоносные мученики, добровольно претерпевшие скорби из любви к Богу и Спасителю и имеющие дерзновение перед Самим Вла­дыкой, ходатайствуйте, о святые, за нас, расслабленных и грешных, и исполненных лености, – да приидет на нас благодать Христова и про­светит сердца всех ленивых, чтобы возлюбить нам Господа. Вы – ис­тинно блаженны и славны. И Ангелы и человеки ублажают вас.

Ибо во время скорби, когда усиливались ваши страдания в мучениях, имели вы рай у себя перед очами, говоря в себе: «Пусть увеличиваются здесь те­лесные мучения, чтобы там, в раю, увеличились наслаждения и покой». И когда среди истязаний восставала в вас треволненная (очень силь­ная) буря, имели вы у себя перед очами Божие ублажение и твердую уверенность, что нелжив Всевышний Бог, изрекший Свои обетования.

Поскольку же у вас были перед очами эти будущие блага, и это удосто­веряло вас, что нескончаемо будете ими наслаждаться в радости, то не ослабевал, о святые, крепкий ваш помысел. Радость о будущем и вос­торги ожидания вашего соделывали вас ежечасно мужественными и доблестными, и вы никогда не насыщались своими страданиями. Враг увидел, как отважно и безбоязненно вступаете вы в борьбу, вовсе не имея в сердце страха перед угрожающими истязаниями и искушения­ми, – и изнемогла крепость лукавства его.


Похвальное слово мученика. Ефрем Сирин, т.2.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке