Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святитель Афанасий Великий. Толкования на псалмы. Святитель Афанасий Великий ТОЛКОВАНИЯ НА ПСАЛМЫ

55 (1). В конец, о людех от Святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе. СОДЕРЖАНИЕ.      За Давидом, когда спасался бегством от Саула, последовали шесть сот мужей, а потом, пришедши в Геф, с честью принят он был иноплеменниками, потому что определили ему на жительство Сикелаг (1 Цар. 27, 2–6).

Но псалом этот можно относить и к лицу Церкви, которая древле, пока раболепствовала идолослужению и демонам, удалена была от святых, но избавлена от мысленных врагов Тем, Кто произошел по плоти от Давидова семени, воинствовал за нас, и как бы на столпе написал одержанную за нас победу. Ибо после сего воздали Ему чествование и иноплеменники, т. е. уверовавшие в Него язычники.      (2). Помилуй мя Боже, яко попра мя человек.

Говорит это или Давид о Сауле, или кто-либо из святых по причине скорбей, какие имеют они в мире. А нередко и падший наш человек выдерживает трудную эту брань, весь день воюемый и попираемый сатаною. Ибо, хотя псалом упомянул о человеке, однако же дает тем разуметь самого сатану (который в божественном Писании часто называется человеком)

, или кого-либо из воинствующих с сатаною. Впрочем, прилично это воспеть и язычникам, которые долгое время обольщаемы были сатаною и терпели от него брань по злоумышлению демонов, что Давид яснее дает уразуметь в последующих словах.      (3). Попраша мя врази мои весь день. Давид знал, что Саул злоумышляет против него, наставляемый невидимыми демонами.

Или выражает этим сказанное: несть наша брань к плоти и крови, но к духовом злобы noднeбecным (Еф. 6, 12). Яко мнози борющии мя с высоты. Хотя и восстают они, но, уповая на Тебя, побежду их всех. Это упование придало мне такую крепость, что не боюсь воюющих против меня издавна.      (5). О Бозе похвалю словеса моя.

Воюемый врагами, чтобы не потерпеть никакого зла, вооружаюсь, все слова свои обратив в песнопение и принесши в дар Богу, и на Него возлагая упование, чем и отразил я от себя страх всякой плоти.      (6). Весь день словес моих гнушахуся. Весь день, говорит, словеса мои возносил я в дар Богу, но они весь день не прекращали своих усилий, умышляя мне зло.      (7).

Вселятся и скрыют: mиu пяту мою сохранят. Сказано «вселятся» в значении «соберутся». Смысл же речи таков: весь день трудились они, вооружаясь на меня словом, все помышление их устремлено было против меня, о том только старались, чтобы собраться вместе и тайные приготовить мне козни, даже и на этом не остановились, но наблюдают пяту мою, то есть, поведение мое, чтобы найти какую-либо возможность запнуть и низложить меня.

Подмечали даже следы мои, куда ни пойду, чтобы уловить меня. И все это делали со мною преследующие меня напрасно. Но Ты, Господи, надежда моя, меня избавь от неправедного их умысла, их низложи гневом Своим.      (9). Боже, живот мой возвестих Тебе. С дерзновением, говорит, не стыдясь своей жизни, всю ее поведал я Тебе, а Ты, одобряя ее, не отринул слез моих, но их пред очами Твоими положил ecu, подтверждая самым делом обетование Твое, в котором сказано: еще глаголющу ти, реку: се приидох (Ис. 58, 9).

От чего и произошло, что, как скоро услышал Ты меня, враги мои обратились вспять. Почему и говорю: (10) в онь же аще день призову Тя. Да возвратятся врази мои вспять. На самом деле постиг и в точности познал я, что не всуе надежда, и что приобрел я помощником Бога.      (13). Во мне Боже молитвы, яже воздам хвалы Твоея.

Поелику сподобил Ты нас Твоего домостроительства и спас, — что воздадим Тебе, кроме жертв хвалы?      (14). Яко избавил ecu душу мою от смерти. От смерти духовной, то есть, от неведения Бога. И нозе мои от поползновения, говорит о грехе, потому что он низвел в смерть. Благоугожду пред Господем во свете живых.

Ибо, кто избавился от греха и соделался чистым, тот в будущем веке будет благоугождать Господу во стране живых. А избавиться от смерти, освободиться от греха и иметь часть во стране живых, — все это даровано нам пришествием Господним. Потому и надписывается псалом — столпописание Давиду.


Святитель Афанасий Великий. Толкования на псалмы.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке