Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Иеромонах Серафим (Роуз). Аще забуду тебе, Иерусалиме... Содержание сборника   "Аще забуду тебе, Иерусалиме..." (из книги "Небесный Удел") Великий Пост, Изгнание Наше " На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона".

Эти слова великопостнаго псалма напоминают нам, православным христианам, Новому Израилю, о нашем изгнании. Для русских, исторгнутых со Святой Руси, псалом этот имеет особый смысл; но и для всех православных в равной мере земная жизнь есть изгнание, а Небо - желанное отечество.

Великий Пост установлен для нас Матерью-Церковью как время изгнания, чтоб не ослабла наша память о Сионе, от котораго мы уклонились так далеко. Мы заслужили это изгнание, и по нашим безмерным грехам остро нуждаемся в нем. Только через скорби изгнания, о которых напоминают нам пост, молитва и покаяние нынешних дней, способны мы сохранить в себе образ Сиона.

" Аще забуду тебе, Иерусалиме..."

Безсильные и безпамятные, мы даже в дни Великаго Поста живем так, словно Иерусалима у нас никогда и не было. Мы влюблены в наш мир, наш Вавилон; мы соблазнены обилием удовольствий "на земли чуждей" и пренебрегаем службами и поучениями Церкви, напоминающими нам об истинном отечестве. Хуже того, мы любим самих наших поработителей - ведь грехи держат нас крепче всякой стражи - и служа им, мы праздно тратим драгоценные дни Поста, когда следует готовиться ко встрече Зари Новаго Иерусалима, Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Еще есть время; нужно только вспомнить, где наш дом, и заплакать о наших грехах, за которые мы изгнаны оттуда. Подумаем над словами Св. Иоанна Лествичника: "Изгнанничество есть отлучение от всего, с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом. Изгнанник есть любитель и делатель непрестаннаго плача". Изгнанные некогда из Рая, мы не можем иметь надежды на возвращение, не будучи прежде изгнаны из мира.

Этого можно достичь, проводя текущие дни в посте, в молитве, в удалении от мирских дел, в церковных службах, в слезах покаяния, в приготовлении к великому Празднику, завершающему нынешнюю пору изгнания, - и свидетельствуя всем на этой "земли чуждей" о грядущем величайшем Празднике, когда Господь возвратит Свой народ в Новый вечный Иерусалим, из котораго уже нет изгнания.

Март 1965 г. "...

Много званных, мало избранных"

Именно сейчас, когда радость о Воскресении Христовом так свежа у нас в сердце, полезно вспомнить эти слова, слышанныя нами во время Великаго поста. Званные Спасителем на нынешний праздник, будем ли мы избраны для Его вечнаго небеснаго праздника?

Как скоро глохнет голос неба в шуме наших праздников! Как легко растратить добрые плоды Великаго поста, если в Пасху сделать перерыв от духовных усилий! Но если сегодня мы растеряем все приобретенное вчера, то дело наше плохо: кто духовно не совершенствуется, тот не просто стоит на мест, а неудержимо катится назад.

"Для чего, - спрашивает св. прав. Иоанн Кронштадтский, - Господь добавляет день за днем, год за годом, к нашей жизни? Чтобы мы постепенно очищали, освобождали душу от зла и приобретали блаженную простоту". Это - дело всей жизни: в нем не может быть остановки. Пасха для православных - не только ежегодний праздник, не только событие неизменнаго годового цикла.

С каждым годом мы ближе к смерти, ближе к решению нашей вечной участи. И если из года в год наш союз с Богом не становится все теснее, вера - крепче, а привязанность к миру - слабее, значит, мы плохо готовимся к этому шагу.

Если пасхальная пора не требует от нас такого напряжения сил, как предшествующия недели, не допускает она и полнаго разслабления, и пренебрежения уроками Великаго поста. На суде с нас спросится не только как мы постились (ведь и работников одиннадцатаго часа Господь принимает с радостью), но и, наверное, в первую очередь, как мы проводили праздники: в трезвости, в молитве, в наблюдении за собой, в ясном сознании, что Жених грядет в полунощи, когда Его никто не ждет, - или в обжорстве, в безчувствии, в подражании миру, в подчинении всякой страсти и всякому соблазну.

Давайте будем праздновать, но праздновать трезво, помня о том, в чем состоит наш праздник: в том, что Господь отворил нам двери Царства, где празднику нет конца. Давайте принимать земныя радости, не привязываясь к ним душой, но устремляясь от них в то Царство, куда мы призваны.


Иеромонах Серафим (Роуз). Аще забуду тебе, Иерусалиме...


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке