Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



ПИСЬМА О ЗАПАДЕ

Иларион (Троицкий), архиеп. ПИСЬМА О ЗАПАДЕ


Письмо 1-е. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Письмо 2-е. СЛАВЯНСТВО
Письмо 3-е. КЕЛЬНСКИЙ СОБОР
Письмо 4-е. БОГОСЛУЖЕНИЕ
Письмо 5-е. ПРАВОСЛАВИЕ НА ЗАПАДЕ
Письмо 6-е. ДЕНЬ ИМЕНИН СЕРБСКОГО КОРОЛЯ
Письмо 7-е. НА РЕЙНЕ
Письмо 8-е. СИКСТИНСКАЯ МАДОННА РАФАЭЛЯ


Письмо 1-е. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Нам с Тобою, мой дорогой Друг, пришлось жить в тяжелое, но вместе с тем и в крайне интересное и важное время. Порою положительно кружится голова, особенно когда представишь себе те грандиозные мировые события, современниками которых суждено нам стало быть. Будто подходит какая-то новая, особенная эпоха в жизни и в истории нашей России. Недостаточно, думается мне, только наблюдать и переживать события; полезно над ними и размышлять.

Я надеюсь, что текущая ужасная война полезна будет для русского самосознания. Победа над врагом при настоящем положении вещей бывает выгодна для победителей. Но я как-то мало привык оценивать жизненные явления с точки зрения выгоды. Идейный рост нации для меня дороже роста экономического и успехов культурных. А рост нашего национального самосознания не зависит даже от исхода войны; достаточно одного уже столкновения с Западом. Толчок дан, и мысль работает уже.

Я хочу в этом письме поделиться с Тобою, родная душа, своими надеждами на будущие успехи именно нашего русского самосознания.

Самый пламенный из дорогих сердцу моему славянофилов Константин Аксаков восклицал:

Всегда ль к Европе суеславной
Прикован будет род славян?
Всего тяжеле плен духовный,
Больнее нет душевных ран!

Разве это не правда, что славяне, и в частности мы, русские, прикованы к Европе? Ведь не одни грибоедовские девицы восторгаются у нас Западом. Скажу Тебе, милый Друг, что всегда у меня как-то грустно становилось на душе, когда я просматривал курсы новой русской истории или курсы русской литературы. Почему? - спросишь Ты. А потому, что я улавливал самую общую их мысль.

Приблизительно эту мысль можно выразить так. Долго жила Русь, но никакого толку в ней не было. Был один мрак, невежество, суеверие. Наконец явился Петр I. Сначала он часто ездил в Немецкую слободу, потом “прорубил окно в Европу” и “преобразовал” Россию. Только с Петра и увидела Россия свет. Словом, “он Бог был твой, Россия!” - как восклицали льстецы-поэты.

“Допетровская Русь” - ведь это уже название порицательное. Как осмеяны житейские идеалы наших предков! “Домострой” — это что-то ужасное и отвратительное! Так звучит это слово в устах наших западников. Вообще без немцев мы никуда не годны и так и остались бы навеки во мраке невежества. Вот какие мысли являются у меня при чтении исторических сочинений.

Россия как будто существует всего лишь двести лет, а что было раньше, это можно изучать разве только ради курьеза или потому, что надо же что-нибудь изучать. Мне думается, Друг мой, что последние двести лет можно назвать немецким периодом в русской истории. Через петровское окно в нашу избу поналезли немцы и заняли в ней передний угол. И начали русские люди обращаться в немцев.

Сначала скинули - а кто сам не хотел, с того насильно сняли - величавую одежду и надели куцый немецкий кафтан. Пошли смешные и странные одежды - камзолы, фраки, - все из того рода одежд, которые, по слову митрополита Филарета, не столько одевают, сколько обнажают. А за одеждой начали и душу менять, начали жить и мыслить по-немецки, разучились даже и говорить по-русски. Двести лет мы поклонялись немцам.

Если иногда поклонялись французам, то это было опять по немецкой указке. Тогда и немецкие дворы прислушивались к тону, задаваемому французским Версалем.

Так, Друг мой, попали мы в плен позорный. Пленники бывают разные. Одни только и думают, как бы из плена убежать, другие плачут, подобно евреям в плену Вавилонском, а бывают и такие пленники, что забывают свою родину и стараются вовсе об ней не вспоминать. Русских людей можно отнести к этому последнему роду пленников. Русские забыли русскую Россию. Ведь знаешь, Друг мой, когда Карамзин написал “Историю Государства Российского”, про него говорили, что он открыл древнюю Россию. Разве это не характерно?


ПИСЬМА О ЗАПАДЕ


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке