Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Иеромонах Серафим (Роуз). Устав. Содержание сборника   Иеромонах Серафим (Роуз) У С Т А В

Когда мы приходим в наши святые православные храмы и славим Бога, как Он Сам научил нас славить Его - что, скажите мне, восхищает нас всего более? Та ли ошеломляющая красота и величие Божественной службы, тысячу лет назад настолько поразившия послов Святаго Великаго Князя Владимира, что они утратили различие земли от неба? То ли необъятное богатство и разнообразие богослужений, сравнимыя лишь с безконечной щедростью и неисчерпаемостью самой природы, в которых словно отражается щедрость Небеснаго Творца?

Или же неизменно пребывающий в центре этого разнообразия изумительный порядок, благодаря которому православная служба обретает гармоничную целостность и возносит нас в единодушном поклонении Богу?

Как же огорчительно, что столь немногие из православных христиан в полной мере проникаются смыслом и духом богослужений, которыя, по мысли создавших их с Божией помощью Святых Отцов, будучи для нас постоянным источником вдохновения, должны сохранять в нас искру спасительной православной веры и разжигать из нея великое пламя любви. Сколь немногие знают и любят Церковный Устав, который указывает правила и порядок церковных служб и, если мы умеем понять его, приводит в порядок сами сердца наши, указывает путь на Восток Свыше, к Которому и зовет нас Церковь!

И как же вдвойне огорчительно за тех, кто, хоть и называет себя православными христианами, но возлагает вину за обычное в наши дни плачевное состояние Православной веры не столько на теплохладных верующих, отвергающих идеалы Устава, сколько на сам Устав, который, по их мнению, следует "пересмотреть" и "обновить".

+ + +

Один из наиболее серьезных сторонников такого пересмотра, о. Александр Шмеман, в своем "Письме Владыке" (1) Митрополиту Американскому Иринею выражает сожаление, что тот возвращает Митрополию (ныне - Автокефальную Американскую Православную Церковь - пер.) к уровню "дореволюционной России", к "стандартным служебным книгам... Русской Православной Церкви".

В определенном смысле можно согласиться с возражениями о.Александра: как видно, Владыка имеет в виду не истинный возврат к живому и осознанному участию верующих в церковной службе, а просто сохранение элементарнаго порядка богослужений, согласно с церковно-славянскими богослужебным книгами, что необходимо в связи с охватившей Митрополию лихорадкой обновленчества.

О. Александр Шмеман убёжден в том, что одним лишь внешним порядком делу не помочь: слишком глубок охвативший Митрополию кризис. Он утверждает, что ея "финансовая несостоятельность лишь демонстрирует и отражает ея духовное состояние ее разочарование и безразличие,... глубочайшее невежество в самых основах нашей веры". "Наша Церковь больна", - пишет он, - "болезнь охватила и богослужебную, и духовную сферу".

Это горькое признание, неприменимое ко Христовой Церкви как таковой, по-видимому верно характеризует Митрополию и другия церковныя группировки, далеко уклонившиеся от истиннаго Православия.

Митрополит Ириней призывает к хотя бы частичному сохранению богослужебной практики Русской Церкви: нескольких стихов вместо положеннаго по Уставу псалма, одного канона на воскресной утрени вместо предписанных трех или четырех, и так далее. На это о. Александр справедливо замечает, что с одной стороны этим нарушается Устав, а с другой - что прихожане Митрополии не видят смысла даже и в сокращенных службах.

Следовательно, полагает он, Устав должен быть пересмотрен в свете наших знаний об его исторической эволюции, о других богослужебных традициях, и тому подобнаго. Словом, церковную службу требуется приспособить ко вкусам духовно несостоятельных людей!

Отправляясь от бедственнаго положения дел, о. Александр только усугубляет его, предлагая принять новый Устав, то есть снизить уровень требований - которые следующим поколением прихожан Митрополии без сомнения будут тоже отвергнуты как излишне строгия и "лишенныя смысла".

Сказанного довольно чтобы извлечь урок из духовнаго краха Американской Митрополии: причины его - в миролюбии, безразличии и глубоком невежестве. Стремящиеся же к истинному Православию, будь то в Русской Зарубежной Церкви, либо в другой сходной с нею Церкви, обязаны помнить, что те же самыя явления способны и нас сделать теплохладными, и вовсе лишить Божией благодати.

+ + +

Необходимо признать, что ни прихожане Американской Митрополии, ни ея предполагаемый реформатор о.Александр Шмеман, не имеют вернаго понятия о смысле Устава церковной службы и о его назначении. Серьезное историческое исследование Устава отнюдь не привело бы нас к идеям его "пересмотра", а напротив, исполнило бы нас восхищения перед его согласованностью, глубиной и целесообразием.


Иеромонах Серафим (Роуз). Устав.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке