Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святитель Феофан Затворник     Сборник «Грехи и страсти и борьба с ними»              Содержание                 Неприязнь        Осуждение        Равнодушие        Прелесть        Хульные помыслы и борьба с ними        Лень, уныние, тоска        Охлаждение и сухость        Отпадение от Бога и ропот на Него        Страсти        Спиритизм        Идолопоклонство        Похвала        О женах        Обидчивость     НЕПРИЯЗНЬ Есть две вещи, которые наводят на нас гнев Божий, тяготящий и теснящий: неприязнь к другим и похоть, а первой бывает большой простор.

Извольте потрудиться все, чем обнаруживала она себя в вас, выяснить и положить пресечь без раздумываний, как бы это благовидно ни казалось. Неприязнь, вместо людей, обратите теперь на то, чем она в вас обнаруживалась, и извергните то вон. Случалось вам читать или слышать слова Апостола: "Сердце мое распространилось к вам"? Так и распространите и вы свое сердце и за то получите искомое и желаемое (3, п. 484, с. 150 151).   ОСУЖДЕНИЕ ...

Не следует нам произносить суда над братиями нашими даже при явных их грехах; ибо не знаем, что происходит в сердце их. Тогда как по нашему суду они достойны не знать какой кары небесной, они своим раскаянием и сокрушением сердечным, может быть, уже переменили гнев Божий на милость (10, с. 501). Осуждение точно есть трудно отвыкаемая привычка.

Сознавши вину, всякий раз себя осуждайте и кайтесь пред Господом; о грешащих же жалеть навыкайте и Богу о них молиться; Бог даст и привыкнете не осуждать (2, п. 291, с. 147). ...Грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в уничижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести (43, с. 152). Надо однако ж различать осуждение от осуждения.

Грех начинается, когда в сердце зарождается презорство 1 к кому, ради какой-нибудь худобы. Осудить можно просто без всякого приговора судимому. Если же при этом в сердце сожаление будет о лице оплошавшем, желание ему исправления и молитва о том; то тут не будет греха осуждения, а совершится дело любви, возможное при такой встрече. Грех осуждения больше в сердце, чем на языке. ...

Но лучше всячески воздерживаться и от суждений, чтоб не попасть в осуждение... Скорее переходить надо на осуждение и укорение себя (4, п. 731, с. 218 219). Упражнение в пересудах... потрудитесь пресекать. Сами не начинайте, а кто другой начнет промолчите, молясь ко Господу в сердце (3, п. 490, с. 163). Осуждение не словом только совершается, но и внутренним движением сердца.

Оно уже есть, коль скоро неблаговолительно о ком помыслит душа (4, п. 730, с. 217). Осуждение от самодовольства рождается и самодовольство питает. То и другое показывает, что самость жива и жирна... (4, п. 557, с. 11). ...Осуждение же трудно прощается, потому что трудно чувствуется его грешность (4, п. 713, с. 193). Не судите, и Бога будете иметь всегда своим Защитником (5, п. 761, с. 13).

Чтоб не осуждать других, надо глубоко восчувствовать свою греховность и скорбеть о ней, оплакивая душу, будто мертвую. Некто сказал: когда свой мертвец дома, не станешь заботиться о мертвецах в соседстве (5, п. 800, с. 86). От осудителя милость Божия отходит. Осудитель выходит сам себе враг (8, п. 1466, с. 224).   РАВНОДУШИЕ ...

Не все кажущиеся равнодушными, равнодушны. Много таких, которые не любят говорить о себе, а в себе хранят духовные помышления и духовное разумение (3, п. 526, с. 221).   ПРЕЛЕСТЬ Справедлива также боязнь прельщения... Бывает мысленная прелесть это самомнение... бывает внешняя это светы, звуки, фигуры какие-нибудь... Плюйте на все сие... Вражье есть.

Бес явился к одному и ну кричать: "Христос идет, Христос идет!" Тот сказал ему: "Убирайся, прелесть лукавая. Не пойдет ко мне Христос: ибо я крайне грешен". И бес исчез (2, п. 256, с. 93). Бойтесь прелести... Надо бояться... Но избегайте коренной прелести, и прочие места не будут иметь. Коренная прелесть есть думать и еще хуже чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом...

Вонмите сему и возымейте самоцен сей первым врагом своим. Не давайте ему засесть внутри иначе он сгубит вас... Это апостольский урок: мнящий себе быти что, ничтоже сый, сам себе прельщает (Гал. 6, 3) (4, п. 692, с. 149 150). Из этих трех своевкусия, своеволия и самомнения слагается пагубный дух прелести (4, п. 722, с. 206). Есть дух прелести, который, не знать как, обходит душу лукавством своим и запутывает ее помышления так, что она думает, будто смиренна, а внутри скрывает гордое самомнение.

Вот и надобно пристально смотреть в сердце. Лучше всего пригожи тут смирительные внешния отношения (4, п. 728, с. 215).   ХУЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ И БОРЬБА С НИМИ Относительно хульных помыслов надобно жалеть и каяться перед Господом, но не падать духом и не думать, что от этого пагуба. Как вы не хотите таких помыслов, отвращаетесь от них, то Бог и не гневается на вас. Помыслы не от вас, а враг всевает. И вина на нем... Богу молитесь на врага, чтоб отогнал. Почаще сказывайте духовнику. И враг отбежит.

Он пристает с такими докуками, когда увидит, что душа робеет. А когда увидит, что душа мужественна и понимает его козни, тотчас отстает (1, п. 49, с. 46). Относительно мыслей всяких держите такое правило: как только заметите, гоните прочь, без всяких разсуждений и оставайтесь с мыслию об одном Господе Спасителе Вездесущем и Всевидящем... (1, п. 133, с. 145).

Дух хулы и сомнения притаился, но не думайте, что он так скоро оставит вас... Это все испытывают. Потому пишут, что в борьбе с врагом не надо никогда слагать оружия, а всегда быть наготове противостать ему. Пишут старцы, что когда нападает искушение, надо отбивать его от сердца неприязненностью к нему, и затем или вместе с тем обратиться к Господу с молитвою.


Святитель Феофан Затворник     Сборник «Грехи и страсти и борьба с ними»              Содержание                 Неприязнь        Осуждение        Равнодушие        Прелесть        Хульные помыслы и борьба с ними        Лень, уныние, тоска        Охлаждение и сухость        Отпадение от Бога и ропот на Него        Страсти        Спиритизм        Идолопоклонство        Похвала        О женах        Обидчивость     НЕПРИЯЗНЬ Есть две вещи, которые наводят на нас гнев Божий, тяготящий и теснящий: неприязнь к другим и похоть, а первой бывает большой простор.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке