Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



— Назначат пост, соберутся все в хра­ме, молятся день и ночь и услышаны бывают; — или один кто запрется в храмину, затеплит лампаду и начинает вопиять к Щедродавцу: "О Господи, спаси! Владычице, помози!" И помощь приходит. — На всенощных, когда во время литии часто поют: "Гос­поди, помилуй", — это взято с того, что в нуждах народных все падали ниц, — и в слезах непрестанно взывали: "Господи, помилуй!

" И встать не хотели от силы и теплоты уповательного прибегания к Госпо­ду. При таких-то болезненных воплях и Покров Пре­святой Богородицы являем, — и всякая другая на­родная или частная помощь — чрез Пресвятую Бо­городицу, или других Святых — бывает только при этом. Так-то, чтобы получить благодать свыше, надо смиренно припадать и болезненно вопиять.

— Ничто так не лишает нас небесной помощи, как самоуве­ренность, надежда на людей и хорошую обстановку внешнюю. Все сие и подобное ведет к Богозабвению и свидетельствует о нем. Богозабвением недугующий — предпринимает ли что, всегда опирается на средства, какие полагает в себе, — или нужде какой под­вергается, избыть от ней чает пособиями, какие ви­дит вокруг себя, — а к Богу не обращается.

Вы не увидите его ни в церкви, ни дома на молитве. А ког­да так, — какой ожидать ему помощи свыше! — Вот он и оставляется самому себе и своим способам. — А человек что есть, и что есть все, чем он обладать может? — Трость сокрушенная, — трава, пар. Жить, надеясь только на себя, то же, что идти по тинисто­му месту, Тол дело будешь погружаться в тину не­удобств и препятствий, кои вяжут и не дают дви­нуться вперед.

Уповающего же на Господа милость обыдет, — милость, знаменующаяся благоуспешностию и скорою во всем помощию. Но чтоб так было, — не тогда только надо возгревать привлекающие небесный Покров располо­жения, когда застигнет нужда какая или беда, а иметь их надобно постоянно в сердце своем, чтоб и быть постоянно под Покровом небесным. Дома утром и вечером молиться, и так почасту обра­щаться умом своим к Господу и всем Святым, — в церковь Божию ходить, как только есть возмож­ность, особенно в воскресные и праздничные дни, среду и пятницу поститься, и тем паче соблюдать все большие посты, равно как и прочие молитвословия церковные исполнять.

Всем сим свидетель­ствуется, что мы на себя не полагаемся и всего чаем с неба — от Господа, и установлено все сие за тем, чтоб возбуждать и укреплять в нас такое расположение. — Кто дома не молится и в цер­ковь нейдет, значит не чувствует нужды в небес­ном Покрове; — не чувствует нужды, — не ищет его; — не ищет, — лишается его. Чем больше та­ковых, тем хуже для дома, града и веси, тем боль­ше сокращается Покров небесный, или совлачается и сдвигается с тех мест.

— Где церкви пусты и народ начинает чуждаться церкви и всего церков­ного, там жди и скорого вразумления бедами, или совершенного оставления Божия. Избави нас, Гос­поди, от сего! Я нарочно свел на это речь мою, чтоб и вам сказать: не ослабевайте в ревности посещать хра­мы Божий. — Ныне ведь праздник большой, а вчера вас в церкви было не так много.

— Если под этакий праздник мало, — то под воскресение еще меньше, а в простой день и совсем никого. Театр и зрелище какое, в какой день ни будь, всегда бит­ком набиты; а церковь оставляется и в большой праздник! — Как это не извинительно. Вечер ведь: какие дела? — Верно, никаких; и так время про­падает; а если и есть какое дело, — ночь твоя; —эти же два часа отдай на молитву.

Помощь свыше придет неожиданно и спорость в делах подаст. — Я знал одного человека многодельного, который уверял, что если когда не поленится сходить в цер­ковь, то кончал в час и в два дело, на которое в другое время употреблял часов пять и более. Так и в будни ходить в церковь надобно, а не только в дни праздничные и воскресные. — Церкви у нас, —  с раннего утра до вечера, — непрестанно отво­ряются, с приглашением на молитву, — и все бы­вают пусты.

Кто-кто зайдет; а жителей у нас де­сятки тысяч. — Что же, все довольны?! — Никто ни в чем нужды не имеет и никакой беды не чает?! —  Когда бы так! — И когда бы не пал на нас укор Пророка: "Уты, утолсте, разшире, — и забы Бога сотварившего его". В других местах и в будни много бывает народа в церкви; в воскресенье же и в праздники и не протеснишься. — А у нас что?!

Одуховились мы, или устарели в христианстве! Но старость есть возраст молитвенный, а одуховление и знаменует­ся прилежною молитвою. — Скажешь: "Дома по­молюсь". — Нет; — не пойдешь в церковь, и дома не помолишься; ибо леность, которая не пускает тебя в церковь, с тобою остается; а если и помо­лишься, — не помолишься так, как помолился бы в церкви.

— Уже не стали ль мы охладевать к церкви Божией, и охладевать оттого, что и к вере святой хладными становимся! — Ах, братие, осмотритесь! — В церковь не сходить раз-два нехорошо; — но все еще не велика беда. Но когда сердце к вере начинает хладеть, тут подходит беда смертная! — В смертный час тело охладевает: и душа, когда хладеет, значит — замирать духовно начинает.

— И это холодность такого рода, что, не останови, тотчас захватит всю душу и заморит жизнь ее. — Остережемся же, братие, и если есть в нас призна­ки такой беды, поспешим отвратить ее, — возгрянем в себе духа молитвенного, — Покров небес­ный на нас привлекающего, — и всякую благодать из него извлекающего. Владычица Богородица! Покрой нас честным твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, — и телесного, паче же душевного, — моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, — спастися душам нашим. Аминь.   (1 октября 1864 г. На Покров Пресвятой Богородицы).   Глава 2.

Обозревая рай небесный мысленно, заим­ствуй от небожителей добрые качества их и прививай к себе.   Святая Церковь воспоминает ныне всех Святых, от века благоугодивших Богу, — воспоминает вслед за сошествием Св. Духа, — как плод Св. Духа; ибо все Святые были святы благодатию Св. Духа. Дух Божий, нисшедший на Апостолов, не пребыл в них одних, но чрез них налился на всю вселен­ную и оживотворил мертвенное грехом лицо ее.


Святитель Феофан Затворник     Сборник проповедей «Небесный Покров над нами»       Содержание   Глава 1. Небесный над нами простерт Покров Святых; как сподобиться милостей их? . 1 Глава 2. Обозревая рай небесный мысленно, заимствуй от небожителей добрые качества их и прививай к себе. 5 Глава 3.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке