Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Академия Тринитаризма -- Институт Тринитаризма -- Разработки -- Магнитов С Н -- Апории Синергетики Магнитов С.Н.
Апории Синергетики

Oб авторе 1. Синергетика претендует в разных изводах на две вещи:
1. Стать теорией самоорганизующихся динамических систем.
2. Стать новой всемирной научной идеологий взамен обанкротившихся.


Иногда названные претензии объединяются.
В силу того, что нас интересуют любые научные претензии на идеологичность, кратко рассмотрим и эту.
Кратко потому, что мы остановимся только на одном, ключевом, аспекте, поскольку написано по этому поводу много противоречивых вещей, а разгребать чужие фантазии дело не особенно интересное.

Это все равно, что приходить в чужой дом и заниматься разгребанием внесенного кем-то туда хлама. Это дело не очень для здоровья полезное. Особенно если неизвестно, можно ли там что-то путное найти. Если в дом внести совершенно полезные вещи: рабочие части от самоката, паровоза, материнскую плату от компьютера, рукав от великолепного костюма, сто замечательных левых носков, один прекрасный самовар, но без краника, — и пытаться сделать из них что-то путное, то это превратится в длительный, увлекательный, но бесплодный опыт.


Причём если бы этот опыт заявлялся только как опыт, не страшно, но когда опыт выдается за результат – возникают вопросы. Когда гипотеза, не имеющая за душой ничего своего, претендует на статус науки, да ещё новой мировой идеологии, новой научной «парадигмы» – возникает протест.
2. В силу того, что разногласий в синергетике много и со стороны сложно выделить чью-то позицию в качестве приоритетной, мы остановимся на самом простом – на том, что принимается всеми – на самом слове «синергетика».

В силу того, что слово даёт кодовые значения, пойдём от него.
Слов «синергетика» состоит из двух частей: «син» — вместе, «енерго» — работать: синергетика — работа вместе, совместная работа. Могут быть другие варианты. Но это пока не важно. Важно другое. Синергетика претендует на изучение того, что работает совместно.
Но если даны одно место и одна в нём работа, то это свойственно только одному явлению – Системе.

Но Система — предмет другой науки, Системологии.
Никто из синергетиков не отрицает, что в круг их интересов входит Системология как наука о Системах (наука о Целом). Но входит ли синергетика в круг интересов Системологии? Как может претендовать научная претензия без особых оснований (фактически околонаучная версия) на подчинение науки с уже ясным и разработанным предметом?

И это тогда, когда предмет синергетики неясен. Почему не наоборот – синергетике не войти в Научную Дисциплину (хотелось бы подчеркнуть полувоенное слово в научной практике, поскольку оно говорит о том, что Наука не место для интеллектуальных прогулок, а место профессиональной работы) с периферийным вопросом о динамике систем. Зачем городить новый огород, если еще не обработан и не освоен прежний?
Апория 1.

Если синергетика не становится просто частью Системологии, несмотря на то, что у неё основной предмет Система, она становится беспредметной претензией.
3. Провозглашение о совместности работ в контексте разорванности сознания (после эпохи бинарной диалектики) звучит оптимистично и полезно. Синергетика взяла первые очки именно на противопоставлении себя бинарности.

Это было политически пригодно, поскольку в борьбе с теориями разделения – классовыми антагонизмами, бинарными диалектиками годились и наукообразные лапти.
Но не всё протестное становится жизнеспособным. Не всякий революционер, красиво взорвавший телеграфный столб, может этот столб восстановить или воспроизвести, или сделать лучший. Кто сейчас вспоминает о теории конвергенции?

Сейчас понятно, что это было не более чем интеллектуальное пожелание, некий лозунг на уровне лозунга «давайте жить дружно».
Мало провозглашения совместности действий. Важно знать, что, как и сколько работает, чтобы эти категории стали всеобщими. Без этого синергетика не более чем счастливое пожелание, поскольку из его базового определения вытекает любая совместность.

Но совместность не есть условие работоспособности. Не всякая массовка может стать коллективом, не всякие сваленные в кучу части могут ожить в целом (или оживить целое), превращаясь в динамическую систему.
Если первое может войти в противоречие со вторым: а) Если работает, но несовместно, б) Если все находятся вместе, но никто не работает – то кто будет решать эту проблему?


Прежде чем говорить о синергетичности, нужно говорить о том, что её обеспечивает! Без внятного, точного знания структуры совместности, деятельную совместность не создать. Появятся любители валить все в кучу. А куча никогда работоспособной не была. Даже если объём такой совместности был огромным!
Апория 2. Без чёткого определения структуры совместности о совместности говорить бессмысленно.


Но структура совместности не входит в предмет синергетики по определению, поскольку она не владеет Предметом, который имеет структуру — Системой.
Апория 3. Если производное стремится быть производящим без чётких на то оснований она обречена на профанацию и пустые претензии.
4. Синергетика определяется как наука о динамических самоорганизующихся системах. Но этого определения в самом слове нет. Значит оно попросту придумано.

И доказать, что оно не надуманно – синергетикам будет сложно.
В слове нет понятия ни организации, ни самодеятельности, то есть о самоорганизации нет ничего.
Апория 4. Слово (или его составные части) не даёт права расширять его значение за счет ликвидации своего смысла.
5. Прежде чем что-то приступило к работе, оно должно сложиться в Целое и Структурироваться (это одновременные процессы).


Академия Тринитаризма -- Институт Тринитаризма -- Разработки -- Магнитов С Н -- Апории Синергетики


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке