Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Свт. Василий Великий
Беседа 15. О вере

Непрестанно памятовать о Боге - благочестиво, и в этом боголюбивая душа не знает сытости; но описывать словом Божественное - дерзко; потому что и мысль далеко не досязает достоинства предмета, а опять и слово не ясно изображает представляемое мыслью. А поэтому, если и мысль наша во многом ниже великости предмета, а слова ниже и самой мысли; то как же не быть необходимым молчанию, чтобы иначе и это чудо богословия не оказалось у нас близким к опасности от низости речений?

Посему, хотя во всех разумных существах природою всеяно желание славить Бога: однако же говорить о Нем по достоинству все равно недостаточны. Превосходим мы друг друга ревностью к благочестию, но никто не ослеплен и не самообольщен до такой степени, чтобы стал почитать себя достигшим самой высоты разумения. Напротив того, чем кто более, по-видимому, преуспел в ведении, тем более чувствует свою немощь. Таков был Авраам, таков был Моисей.

Когда пришли они в состояние видеть Бога, сколько человеку видеть можно: тогда наипаче уничижил себя каждый из них, - Авраам именуя себя землею и пеплом (Быт.18,27), а Моисей называя себя худогласным и косноязычным (Исх.4,10), потому что видел немощь языка своего, не способного служить величию уразумеваемого.

Не поелику ныне всякий слух отверст к слушанию богословия, и таковым слушанием не может насытится церковь, подтверждая собою слово Екклесиаста, что не насытится ухо слышания (Еккл.1,8): то необходимо говорить по мере сил. Скажем же о Боге, не каков Он Сам в Себе, но сколько нам о Нем говорить можно. Как по тому, что не можем объять глазами всего пространства между небом и землей, не отказываемся уже и столько смотреть на оное, сколько можем: так и теперь в немногие речения заключим благочестие, величию же Естества уступим победу над всяким словом.

Ибо и ангельские языки, каковы бы они ни были, и Архангельские, даже в совокупном соединении со всею умною природою, не могут изразить и малейшей части, не только что сравниться с целым.

А ты, если хочешь говорить или слышать о Боге, отрешись от своего тела, отрешись от телесных чувств, оставь землю, оставь море, сделай, чтоб воздух был ниже тебя, минуй времена года, их чинный порядок, украшения земли, стань выше эфира, пройди звезды, их чудеса, их благолепие, величину, пользу, какую доставляют целому, благоустройство, светлость, положение, движение и то, сколько имеют они между собою связи, или расстояния.

Протекши все это умом, обойдя небо и став выше его, одною мыслию обозри тамошние красоты: пренебесные воинства, ликостояния Ангелов, начальства архангелов, славу Господствий, председания Престолов, Силы, Начала, Власти. Миновав все сие, оставив ниже своих помышлений всю тварь, возведя ум за пределы сего, представь в мысли Божие естество неподвижное, непревратное, неизменное, безстрастное, простое, несложное, нераздельное, свет неприступный, силу неизреченную, величину безпредельную, славу лучезарную, доброту вожделенную, красоту неизмеримую, которая сильно поражает уязвленную душу, но не может по достоинству изображена быть словом.

Там Отец, и Сын, и Святой Дух, - несотворенное естество, владычественное достоинство, естественная благость. Отец - начало всего, причина бытия существ, корень живущих. Отсюда происшел источник жизни, мудрость, сила, неразнственный образ невидимого Бога, от Отца рожденный Сын, живое Слово, сущий Бог и сущий у Бога; сущий, а не привзошедший; существующий прежде веков, а не в последствии стяжанный; Сын, а не стяжание; Производитель, а не произведение; Творец, а не тварь; сущий всем тем, чем есть Отец. Сын, сказал я, и Отец. Обрати внимание на сии личные свойства.

Пребывая в том, что Он - Сын, Он есть все то, что есть Отец, по изречению самого Господа, Который говорит: вся, елика имать Отец, Моя суть (Ин.16,15). Ибо действительно Образу принадлежит все то, что есть в Первообразе. Видехом, говорит Евангелист, славу Его, славу, яко Единороднаго от Отца (Ин.1,14). То есть, не по дару и благодати даны Ему чудеса, но по естественному общению Сын имеет достоинство Отчего Божества.

Ибо принимать 0 общее достояние твари; но иметь по естеству - свойственно Рожденному. Посему, как Сын, естественно обладает Он принадлежащим Отцу; как Единородный, имеет все в Самом Себе совокупно, ничего не разделяя с другим. Поэтому из самого наименования: Сын, научаемся, что Он имеет общее с Отцом естество; не по повелению сотворен Сыном, но из сущности воссиял неотступно, не во времени соединен с Отцом, равен Ему в благости, равен в силе, имеет общую с Ним славу.

Ибо что иное, как не печать и образ, показывающий в себе всецелого Отца?

А что после сего, домостроительствуя спасение людей, которое показал, явившись нам во плоти, говорит Он тебе относительно к телесному устроению, называя Себя посланным (Ин.5,36), не могущим о Себе творити ничесоже (30), приявшем заповедь (10,18), и тому подобно: то сие да не подаст тебе повода к уничижению Единородного; потому что снисхождение к твоей немощи не должно быть умалением достоинства сильного.

Напротив того, естество разумей боголепно, а уничижительные речения принимай в отношении к домостроительству. Если бы мы в настоящем слове захотели о таких речениях рассуждать подробно; то, неприметным для себя образом, ввели бы в предмет свой великое и даже бесчисленное множество слов.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке