Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Преподобный Ефрем Сирин
В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей

В ужас прихожу, братия мои, и трепещу, и снедаюсь скорбью, по причине сказанного Пророком: видите, презорливии, и чудитеся и исчезните (Авв.1:5). И во-первых, всего более ужасаюсь за собственное свое невежество; потому что стал я путем всякому беззаконию, и враг всяким грехом связал каждый член мой. И по причине покрывающего меня стыда надобно мне скорбеть и плакать о себе, а потом уже заботиться о других.

У себя надобно прежде вырвать бревно, а потом уже рассматривать спицы у других. Теперь же примечаемое в наши времена небрежение погружает меня в сильную печаль. Ибо вижу нерадение о нынешнем огласительном учении, и не могу снести этого, подобно Пророку, который говорит: видех неразумевающыя, и истаях (Пс.118:158). Ибо какого орудия не имеет между нами враг?

Каких изворотливых козней не употребляет он, чтоб владеть нами? Увы! Кто не будет плакать об угрожающих нам бедствиях?

Но умоляю вас, избравших эту жизнь, внимайте тому, что говорю, и вострепещите. Мы носим на себе ангельский образ, а стоим за одно с диаволом. Ангельский у нас образ, а житие мирское. Ужели Ангелы живут в ссоре и соперничестве, что видим ныне у монахов; потому что укоренились у них соперничество, зависть и клевета? Хитрец разными способами в каждого из нас влил свои отравы, и кознями своими запинает каждого.

Иной соблюл пост, но отдает себя во власть соперничеству и зависти. Иной опять воздержался от непристойного пожелания, но связан тщеславием. Другой преуспел во бдении, но запутался в сетях клеветы. Иной удаляется от клеветы, но исполнен неподчинения и прекословия. Иной воздерживается от снедей, но тонет в гордости и высокомерии. Иной неутомим в молитвах, но уступает над собою верх раздражительности и гневу.

Иной успел в чем-нибудь малом, и превозносится уже над теми, которые нерадивее его. Каждого так или иначе связал грех, и нет разумевающего. От этого у монахов ссоры и раздоры. Увы! Кто не воздохнет, кто не прольет слез? До какого беспорядка довели мы это ангельское житие! Оставили мы мир, а думаем о мирском; отказались от имуществ, и не перестаем соперничать; оставили домы, и ежедневно истаяваем от забот; нет у нас богатства, но не прочь мы от гордыни; низким почли для себя супружество, но не изгнали из себя суетных пожеланий; наружно смиренномудрствуем, а в сердце домогаемся почестей; по видимости мы не стяжательны, а в самом деле преобладает нами любостяжательность; на словах мы не стяжательны, а мысленно заняты многостяжанием.

Кто не будет плакать о нашем огласительном учении? Надобно посмотреть и подивиться, какие замыслы у монахов, особенно у молодых и новоначальных. Не успели еще произнести отречения от мира, а уже надмеваются; не приняли еще на себя монашеского образа, а предаются уже высокомерию; не выслушали еще наставления, а дают уже советы другим; не видали еще преддверия, а мечтают уже о внутреннем; не вступили еще на степень, а летают уже наравне с облаками; не вкусили еще подвижничества, а вооружились уже тщеславием; не слыхали еще и слова вразумления, а делают уже выговоры; не присоединены еще к братству, а уже властвуют; не вступили еще в монастырскую дверь, а уже укоряют, осуждают, изъявляют свое неудовольствие. Но к чему трачу время? Много у них замыслов.

Итак нет разумевающего; нет человека, который бы отрекался от мира для Бога, чтоб из послушания поработить себя братиям. Напротив того, если сделали кому выговор, почитает он справедливым дать отпор: если дали приказание, делает по своему; в добром не оказывают соревнования, а в деле бесполезном соображаются друг с другом. Нет и трех дней, как произнес отречение, а соревнует уже с тем, кто состарился в монашеском образе; не желая подчиниться, задумывают учиться искусствам.

Не имея сил переносить телесное распаление, подсматривают друг за другом. Принял на себя иго, и сам распоряжается, делает выговоры, гневается. "Сделай, брат, это". - "Не сделаю, говорит, если не пойдет со мною такой-то. Такому-то дается время заниматься божественным Писанием, и мне надобно дать на это время". И не редко до отречения иной жил в работе, не зная прежде, которая у него правая или левая рука, а вступив в монастырь, оказывается любителем учености и толковником.

"Такой-то брат живет на покое: надобно жить и мне. Брату выдана новая одежда, надобно выдать и мне. Брат пошел на свидание с отцами, надобно и мне повидаться. Брату оказана почесть, надобно и мне оказать. Такому-то поручена власть, а я разве недостоин, чтоб вверили мне то или то?" Вот подвиги молодых монахов! Вот образцы смиренномудрия и труды новоначальных!

Вот как стараются наследовать царство, не зная, что этим низводят душу в погибель, не зная, что через это делаются врагами Богу!

Сим явно показываем, что ни на одну минуту не отрекались мы от внешней жизни, то есть от мира; ибо по видимости отреклись мы, а в действительности думаем о мирском, и никакого нет у нас оправдания. По наружности мы монахи, а по нраву какие-то жестокие и бесчеловечные; по наружности смиренны, а по нраву язва; по наружности благоговейны, а по нраву убийцы; по наружности полны любви, а по нраву враги; по наружности дружелюбны, а по нраву ненавистники; по наружности подвижники, а по нраву - тля для подвижников; по наружности постники, а по нраву морские разбойники; по наружности целомудренны, а в сердце прелюбодеи; по наружности безмолвники, а в сердце бродяги; по наружности кротки, а по нраву высокомерны; по наружности утешители, а по нраву обидчики; по наружности советники, а по нраву совратители; по наружности простодушны, а по нраву опасны; по наружности не завистливы, а по нраву завистники; по наружности заступники, а по нраву предатели.

И от чего происходит, что мы таковы? Оттого, что не имеем истинного смирения; оттого, что не имеем у себя перед глазами страха Божия; оттого, что пренебрегаем спасительною заповедью, перетолковываем ее по своему и почитаем маловажною. Словом Господним небеса утвердишася (Пс.32:6), а мы не приемлем Господа даже и как брата. Уста Его изрекли страшное, непостижимое и в трепет приводящее слово: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет всех меньший, и всем слуга (Мф.20:26; Мк.9:35).


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке