Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Симеон Новый Богослов, преп. Главы богословские и созерцательные

1
Ни богомыслящему годится покаяние,
Ни кающемуся - богомыслие.
Ибо насколько отстоит восток от запада,
Настолько выше богомыслие покаяния.
Ибо как человек в болезнях и немощях пребывающий,
Или из в рубище одетых убогий и вопиющий о милостыне -
Так в покаянии сущий,
И покаяния дела поистине творящий, нарекается.


Богомыслящий же подобен есть в царском дворе воспитывающемуся,
В светлости наицарственнейшего одеяния,
И со своим сущим царем разговаривающему же самим всегда,
И от него ежечасно слышащему ясно,
Его повеления и воления.

2
Приложение внимания Богу,
Невнимания к иному всему причиной и ходатаем бывает -
Кроме самого Бога,
И множество осияния Его - совершенное ослепление,
И, выше чувства, сверхсовершенное чувство -
Всего, вне Его сущего, - бесчувствие.


Ибо чем и каким образом, и где, и что, и как, -
В чем оно есть - неведающее,
И распознать или уразуметь вовсе это не возмогающее -
Как чувство будет существовать,
И разве не более сверх чувства то?
Ум же в чувстве своей немощи,
Бесчувственным к тому, что выше чувства,
Не будет ли обретен?
Ибо "их же око не виде, и ухо не слыша,
И на сердце человеку не взыдоша",
Как чувству будут подвержены?



3
То, что выше чувства нам дарующий Господь,
Дает нам и выше чувства чувство другое,
Посредством Духа Своего,
Да те, что выше чувства, Его дары и дарования,
Сверхестественно, посредством всех чувств,
Ясно и чисто мы чувствуем.

4
Всякий, бесчувственный к Единому,
Ко всему бесчувственен есть.
Как и чувство имеющий к Единому - в чувстве всего,
И чувства всего вне есть.


В чувстве всего есть, и чувством этого не охватывается.

5
Глухой к Слову - глух ко всякому гласу,
И слышащий Слово - всех слышит.
Он, будучи глухим ко всякому гласу, всех слышит и никого,
Если только не в Слове единственных словеса творящих.
И не их, но Слово единственное в гласе безгласно вещающее.

6
Слышащий так, и видящий, и чувствующий, -
Знает глаголемого силу.


Неведущий же явлен есть,
Что отнюдь чувства души проясненные и здравые носит.
Так держа, еще не внял тому,
Что видящим выше был сотворен видимого творения,
И таинником зримого умом.
Но в чести будучи,
Сравнился и уподобился несмысленному и вьючному скоту.
И, уподобившись, пребывает таковым, -
Еще не возвратясь, не воззвавшись, -
Или в прежнее достоинство отведясь,
Сообразно дару домостроительства,
Владыки и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.



7
Внизу будучи, не пытай высших.
Прежде чем стать тебе высшим,
Да не восхлопочешь ты о нижних,
Да, подскользнувшись, от обоих не отпадешь.
Точнее же - не будешь погублен с нижними.

8
Подобно тому, как от нищеты последней царем,
В богатство возведенный и знаменитое достоинство,
Одеянием же от него светлым облеченный,
И пред лицом его стоять назначенный,
Сам - царя с желанием видит,
И, как благодетеля, превозлюбляет,
Одеяние же, в которое облекся, ясно уразумевает,
И достоинство познает,
И данное ему богатство постигает, -
Так и монах, истинно от мира и в нем вещей удалившийся,
И пришедший ко Христу,
Воззванный же ясноощутимо,
И к высоте духовного понимания,
Через заповедей делание возведенный, -
Самого Бога неложно зрит,
И бывающую в нем перемену ясно уразумевает,
Ибо видит всегда благодать Духа, осиявающую его,
Которая одеянием и называется, и царской багряницей,
Более, поэтому, он сам есть Христос,
Ибо в Него, в Него верующие, облекаются.



9
Небесным богатством обогатившийся, -
Пришествием, говорю, и виталищем сказанного,
"Я и Отец придем, и обитель у него сотворим", -
Во внимании души постигает преподобной,
Вкусил благодати,
И настолько, и как бы,
Разносит богатство по палатам сердца своего,
Словно друг с другом разговаривая с Богом,
Дерзав, -
Предстоит пред лицом в неприступном обитающего свете.



10
Блажен верующий этому,
Триблажен - тщащийся через деяние и подвиги святые,
Объять внимание сказанному.
Ангел - да не что более реку -
Достигший через понимание и внимание,
Высоты этого стояния,
И ближним Богу, словно Сын Божий, явившийся.

11
Тем же образом, что у берега моря стоящий,
Видит вод бескрайнюю пучину,
Край, однако, их объять не может,
Но часть, на которую зрит,
Так и в бескрайнюю пучину Божией славы,
Через понимание воззреть удостоенный и увидеть ее умно, -
Не насколько она есть,
Но, насколько доступно умным очам его души, видит.



12
Как у моря стоящий не только видит его,
Но и в воды его входит, насколько хочет,
Так и в свете Божием:
Хотящие из духовных - в участии,
Вместе и понимании,
Насколько через стремление понудились во внимании,
- Бывают.

13
Подобно тому, как в море у берега стоящий,
Пока вне вод, все зрит, и пучину вод уразумевает,
Когда же начнет входить в воды и в них погружаться,
Насколько сходит, настолько понимания внешних лишает себя,
Так и в Божьего света участии бывающие,
Насколько во внимании преуспевают божественном,
В невнимание более, соответственно, впадают.



14
Как в воды моря по колени или чресла входящий,
Все ясно, вне сущее вод, видит,
Когда же в бездну сойдет,
И весь под водой будет -
Уже из внешних видеть ничего не сможет,
Если не одно только то знать,
Что весь в глубине моря есть,
Так происходит и в преуспеянии духовном растущих,
И в совершенство внимания и понимания восходящих.



15
Всякий раз, когда в духовном преуспевающие совершении,
Отчасти просвещаются,
Как освещают ум,
Так славу Господа умно отражают,
И разума внимание, и откровения таин,
Вышней благодатью таинственно выказывают,
От сущих понимания,
На то, что выше сущих, возводя внимание.

16
К совершенству приближающиеся,
И уже видящие как бы отчасти,
Бескрайность и необъятность, его же видели бы,
- Уразумевая -
Изумляются.


Ибо насколько светом внимания проникают, -
Познание своего невнимания принимают.
Как только же неясно как-то являющееся им,
И как в зеркале показываемое,
И отчасти освещенное,
Умом зримое им дано будет увидеть, -
Более оно благоволило бы стать соединенным в участии с
освещающимся,
Все само охватывающее в себе самом;
И весь тот в глубине Духа,
Словно посреди бездны световидных вод бескрайних погублен бы
был,
Поскольку во всесовершенное невнимание,
Как бы выше всякого внимания бывая,
Несказанно восходит.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке