Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Житие Феогния Витилийского   Павла Элладского и Кирилла Скидопольского, писателей VI столетия Жития Святого Феогния, Епископа Витилийского, изданное в первый раз с предисловием А. И. Пападопуло-Керамевсом и переведенное Г. С. Дестунисом

Оп.: Православный палестинский сборник. Т. 32. СПб. 1891 Сведения о Святом Феогнии сохранились только в печатаемых нами житиях его. По ним он родился в Каппадокийском городе Арарафии, приблизительно в 425 году. Приняв еще в юношеском возрасте на родине, монашество, Св. Феогний в пятом году царствования императора Маркиана (454—455), отправился на поклонение Св.

местам Иерусалима, где был принят в монастыре Св. мученика Юлиана, основанном Флавиею. Впоследствии та же Флавия поручила ему управление одного из монастырей, находившихся в Гефсимании. Избегая близости шумного города, Св. Феогний, по отъезде из Палестины Флавии и воспоследовавшей затем ее смерти, оставил вверенный ему монастырь и удалился сперва к Св.

Феодосию киновиарху, но, не выдержав сурового климата Иудейской нагорной страны, спустился в Иорданскую долину, где поселился в Каламонской лавре. Вскоре стали собираться около его пустынной келии желающие воспользоваться его духовным руководством. Это обстоятельство побудило Св. Феогния соорудить близ своей пещеры небольшую церковь и монастырь (Иоанн Мосх. Луг духовный. М. 1871, гл. 159).

По настоянию Иерусалимского патриарха Илии (494— 517) Св. Феогний был поставлен епископом незначительного города Витилии (Montfaucon. Bibl. Coisliniana. Pas p. 417 ошибочно называет Св. Феогния Кипрским епископом, что повторено Н. Omonf. Nouveau catalogue sommaire des manuscripts grecs de la bibliotheque nationale T. III), в южной части Палестины.

Пребывая здесь по делам церкви, Преподобный, [II] при первой возможности, возвращался в устроенный им пустынный монастырь, который он называл: царским дворцом. Св. Феогний, по делам своей епархии, дважды посетил Константинополь, раз в царствование императора Анастасия (491—518) и вторично в царствование императора Юстина (518—527). По возвращении из этого второго посещения Константинополя он, по обычаю своему, из Витилии посетил свой монастырь, в котором скончался 8-го Февраля 522 г. на 97 году от рождения.

Память преподобного отца, как видно из надписания первого печатаемого нами житья его, праздновалась 15 Февраля. Наступившие, в начале VII века, для Святой Земли тяжелые времена и вероятно полное разорение основанного им монастыря были причиною, что имя Св. Феогния не встречается ни в Православных, ни в латинских синаксарях. Оба печатаемые нами жития Св.

Феогния сохранились, насколько нам известно, единственно в греческом сборнике, начала X века, Парижской национальной библиотеки (fonds Coislin, № 303, f. 184—206), писанном, как следует предполагать, в Иерусалиме, ибо в конце сборника, после жития Св. Синклитикии (f. 417) находится следующая припись, сделанная рукою переписчика сборника: EwV wde peplhorhntai oi ek thV agiaV polewV para tou Arseniou tou Phgada (Montfaucon. Bibl. Coisliniana f. 417 неправильно прочитал: twn Phgadwn) exelhludoteV logoi.

—Здесь оканчиваются статьи, почерпнутые в Святом граде блаженным Арсением Пигадой. Первое житие составляет собственно слово, произнесенное над гробницею Преподобного отца, в его [III] монастыре и, как видно, вскоре после его кончины. Имя составителя этого слова в рукописи не обозначено. Мы сочли возможным приписать его Павлу Элладскому (Павел Элладский не был известен доселе как писатель и имя его не встречается в обширном труде Fabricius edit Harles. Bibl. graeca 4 edit.

Это объясняется тем, что Монфокон в описании греческой рукописи № 303 Парижской национальной библиотеки по ошибке пропустил послание Павла Элладского) по нижеследующим соображениям: Кирилл Скифопольский, написатель второго, помещенного в настоящем выпуске, жития, отсылает читателей (§ 5) к пространному житию Св. Феогния, написанному Павлом молчальником города Элусы.

Иоанн Мосх в своем Луге духовном упоминает (гл. 159) об авве Павле, игумене монастыря аввы Феогния, и приводит (гл. 163) рассказ аввы Александра Каламонской лавры близ Иордана об авве Павле Греческом (Элладском), жившем в пещере. Составитель же первого жития говорит о себе (гл. 17), что он, оставив Элладу прибыл в Палестину. Наконец в тот же греческий сборник, где помещены оба жития Св. Феогния, внесен (f. 229b—232b)

как следует предполагать, не без умысла, окружное послание Павла Элладского, отрывок из которого, касающийся топографических свадений одного из Палестинских монастырей, мы сочли не бесполезным поместить в конце настоящей книги. Второе житие Св. Феогния, более краткое, но сообщающее некоторые биографические сведения, не встречающиеся в первом, написано Кириллом Скифопольским (Н. Usener. Der heilige Theodosios. Leipzig. 1890 pp. XI—XXIII.)

, писателем VI века, известного составленными им житиями великих Палестинских подвижников: [IV] Св. Саввы, Евфимия, Феодсия, Кириака и Иоанна Молчальника. В заключение мы считаем долгом высказать искреннюю и глубокую благодарность г. Л. Делилю, директору Парижской национальной библиотеки, обязательно доставившему в наше распоряжение необходимую нам для настоящего издания рукопись. А. Пападопуло-Керамевс. 29 Апреля 1891 года.   ПАВЕЛ ЭЛЛАДСКИЙ 1. Месяца февраля 15. (

Павла Элладского, бывшего исихастом в Элеусе) ЖИТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ФЕОГНИЯ подвижника и отшельника, бывшего епископа Витилийского. 1. “Да воссияет свет ваш пред человеками, да узрят добрые дела ваши и прославят отца вашего, иже на небесех” 1: так заповедал ученикам своим Царь славы Христос. Посему они, усердно восприяв божественную заповедь, с избытком озарили всю подсолнечную молниями своих чудес, и безупречно исполнив возложенное на них служение, и спои драгоценные талеса, те богозданные орудия, которые древний закон назвал “кожи овни червлены”, оставив на земле.


Житие Феогния Витилийского


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке