Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



ЖИТИЕ ФЕОДОРЫ СОЛУНСКОЙ   ЖИТИЕ ФЕОДОРЫ СОЛУНСКОЙ Печатается по переводу еп. Арсения, за давностию лет составляющему общественное достояние, опубликованному брошюрой: Еп. Арсений. Житие и подвиги св. Феодоры Солунской. Греческий текст и русский перевод. Юрьев: Типография К.Маттисена. 1899. 79 с. Перевод выполнен с рукописи Моск. Синод. Библиотеки №390. О житии см. статья Вас. Гр. Васильевского в ЖМНП, 1886, ноябрь.

Нумерация страниц этого издания указана в прямых скобках и отмечена линейками.

  Месяца Августа в двадцать девятый день. Житие и подвиги преподобной матери нашей Феодоры Солунской. Благослови, владыко.

1. Воспоминания святых представляют для научения нашего много душеполезных и удивительных образцов; потому что оглашаемые деяния их для слушателей становятся и поощрением и призывом к добродетели. Когда прислушиваемся к подвигам и страданиям мучеников, и к житиям просиявших в благочестии, то при одном напоминании побуждаемся к соревнованию и подражанию добродетели их.

И так как наставший благознаменательный день годичной памяти преподобной матери нашей Феодоры, явившейся воистину даром Божиим, заставил нас покинуть занятия в городе и всенародно собраться к этому досточтимому и безопасному сокровищу чудес, то было бы нехорошо, если бы мы, не выслушав ничего для своего назидания о ее благих деяниях, с пустотою опять воротились туда, откуда прибыли.

Ибо не следует молчать о достойных деяниях сей матери из-за того, что будто они не выдаются своею давностию, напротив, следует громко возвестить всем пределам поветь о ее чудесах, как о новоявлденном и истинном плоде благочестия, как о собственном нашем, солунцев, украшении. И пусть никто из слушающих со своей стороны не доходит до недоверия, полагая, что невозможно, чтобы в нашем поколении появлялись выдающиеся чудеса.

Всесильная премудрость Божия, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков (Прем. VII, 27). И с другой стороны опять, пусть никто не винит меня в излишней сме [38]   лости, как ровняющего с получившими дар слова и дерзающего поддельным и неискусным повествованием восхвалять ту, которая стала выше человеческих похвал.

Не дай Бог впасть мне когда-нибудь в такое искушение. Но опасаясь, как бы происходившие у нас ежедневно по ее предстательству чудотворения Божии не были преданы глубокому забвению из-за того, что никто не изложит их и течения жизни ее в приличных похвальных речах, я решился, при помощи Бога, дающего слово при открытии непотребных уст моих (ср. Еф. VI, 19)

, немногое передать в безыскусственном и простом рассказе, считая лучшим погрешить в достойном исполнении предприятия, чем вовсе оставить нетронутым достойное памятования. И с самого начала речи, призвавши в помощь, заступление и пособие предстательство препод. матери нашей, начинаю рассказ так.

2. Отечество Феодоры - город Бога живого, небесный Иерусалим (Евр. XII, 22); а благородство - хранение образа Создателева, по которому мы созданы; богатство - оттрясение всякого общественного обилия мирского, как бы некоего праха с ног; слава - желание никоим образом не быть в славе у людей. Так я говорю об отечестве и благородстве святой оной и действительно безукоризненной души.

И не справедливо составлять ей похвалу из того, от похвальбы чем добровольно отказалась она, стремившаяся скорей самой прославить это, чем принять от него славу несуществующую. Для кого похвальбы чем-либо становится порицанием, тому как может быть приятным прославление этим? - потому что всем становятся дорогими обычные и еще более соответственные дела их.

А так как обычай повествований требует говорить кто она была, откуда, какова и чем отличалась в мире, то скажу (и не похвально опустить сие), чтобы состав повествования имел последовательную (собственную) стройность и люди благочестивые и любознательные узнали обо всем без пропуска чего-нибудь из необходимых предметов. Ибо не мало грусти причиняет умолчанное, которое желают знать из речей, как и все любимое, не находясь на лицо, усиливает этим стремление любящего и крепко огорчает, если не появляется тотчас.

3. Отечеством преподобной был один из островов Эллады, называемый Эгиною. Прежде он был славен в [39]    землях западных; а теперь по судам, ведомым Богу, охваченный силами измаильтян, остается пустынным и безславным. На этом-то острове, некогда знаменитом, теперь пользующемся дурной славой (ибо я не краснею от нынешнего безславия родины, величаясь несравненною славою вырощенной там, и не стыжусь пленения отчизны, видя происходящую оттуда в восхвалении необыкновеном) родилась блаженная.

Отцом ее был Антоний, приобретший великую известность. Он, украшаясь всем хорошим и прекрасным, приобщен и к клиру тамошней святейшей великой церкви, сделался протопресвитером, и с доброю славою вступил в монашеский чин, чтобы повсему явиться совершенным (2 Тим. III, 17) пред Христом Богом нашим. Матерью же была Хрисанта, не менее славы мужа или предковской приобретшая известность по добродетели.


ЖИТИЕ ФЕОДОРЫ СОЛУНСКОЙ


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке