Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Не много впрочем времени после появления на свет через муки рождения преподобная питалась молоком от груди плотской матери; но почти сразу названа была и дочерью и сиротою, потому что может быть Бог нечто лучшее предусмотрел (Евр. XI, 40) и устроил касательно возвращения ее и образа жизни. Примечай же готовность отца ее к добродетели; мать преподобной еще не была положена в гроб и лежала мертвая на одре, а он облекся в одежды монашеского жительствования.

Весьма любя безмолвие, он спешил отречься и от мирских дел и от себя самого, и радостно приветствовать уединение.

4. И прекрасно исполняя это свое намерение, он, когда еще желание кипело в нем, получил желаемое; и в такое место пришел человек городской, которого окружали многие слуги, устранившись от сношения с людьми, ничего с собою не взявши, кроме себя самого, дитя свое поручивши Богу и некоторой близкой родственнице, бывшей крестной матери своей, которая была такова по добродетели, что решилась по воле Божией всегда проводить чистую и беспорочную жизнь: чтобы как близкая по родству, возможно более заботилась она о теле, а как мать духовная и отличавшаяся добродетелию - о душе.

Ей-то благоволил Бог отдать на хранение рабу Свою, так что от самых пелен  [40]   жизнь ее сияла и возбуждала удивление. Ибо не так сухая солома расположена к воспламенению от огня, как состояние подчиненности удобно к принятию властвующего, будет ли то добродетель или злоба, и особенно если подвластные еще дети, так как ум их, будучи слабым, легче изменяется и преобразовывается сообразно с каким-нибудь свойством начальствующего и собеседующего.

Ибо "обращающийся с мудрыми", сказал некто (Притч. Сол. XIII, 20) "будет мудр", и иметь сношения с худыми не безвредно. Посему всегда лучше слабейшему следовать за сильнейшим, в надежде улучшения. Этим Феодора приобрела и бытие и благое бытие., и похвалу от всех и удивление.

5. Итак блаженная воспитывается чудною оною женщиною. Но еще не выйдя из отроческого возраста, обручается с мужем, из знатных жителей острова. Причиною же раннего замужества было следующее. Семилетняя отроковица была и даровита и понятлива, и к какой науке направляло желание воспитательницы, в той просвечивала сообразительность и талантливость отроковицы.

Изучила она священное чтение и письмо, и некоторую часть Псалтири; отличалась и возбуждала внимание стройностию тела и красотою лица, и унаследованною от предков скромностию и благочестием. Посему многие из родовой знати искали женитьбы на юной девице и докучали отцу ее, когда он пребывал в уединении. Отец же, не будучи в состоянии нести еще и эту тяготу, как отрекшийся от мира и всего в нем, выбрал некоего знатного родом, известного скромностью и прославившегося ораторским искусством, и ему решил обручить отроковицу.

И друг с другом так они соединились жизнию и образом мыслей, что как бы в некоем тонком и прозрачном веществе проявляли в себе нрав друг друга. Поэтому они были славою и предметом хвалы всего рода.

6. Но вот нападает народ сарацинский и начинает опустошать тот остров, многих из жителей захватывет в плен, а некоторых избивает мечем. В числе последних оказался и брат преподобной, клирик, уже украшавшийся саном диакона, умервщленный секирою. Лежащий его труп представлял печальное зрелище и для его рода и для всей отчизны, так как был он любезен  [41]  всем.

Муж преподобной, не вынося зрелища ежедневно грозящей опасности неожиданного нашествия язычников на родину, за добрым советом обращается к доблестному тестю своему. А он посоветовал уйти с родины, потому что жалел единственное оставшееся у него дитя. Трех детей отцом был он: дочери, скончавшей там же святую жизнь в чине подвижниц, диакона, убитого сарацинами, и этой, о которой у нас слово.

, на которой прекратились и роды матери. По внушению божественному отец наименовал ее Агапиею (т. е. Любовью), так что через созвучие предвещалась жизнь дитяти. Ибо, если кто решится сказать, что сущность названия не ограничивалась одним только хорошим именем, а имя обнимало и жизнь и направление ее, и искреннюю любовь к Богу, то не погрешит против долга, так как последующим исходом обстоятельств подтверждается сия речь.

7. И вот они выселяются из отечественной земли и направляются в наш славный город. Прибыв сюда, ознакомившись с местоположением и состоянием города и (узнавши), что охраняемый после Бога предстательством своего защитника и покровителя, всехвального мученика Димтрия, он является непреоборимым от всех наступающих зол, (решили остаться здесь). Отец преподобной, любя уединение и чувствуя отвращение к богопротивному сонмищу иконоистребителей (

потому что еще, Божиим попущением, святая Церковь находилась в их власти), удалился в недоступные людям пустыни под Торопами, - он считал пребывание с дикими зверями безопаснейшим общения со злонравными (еретиками), - чтобы, сколько возможно, зреть Бога и соделываться блаженным. (Мф. V, 8). Там он богоугодно проводил все время жизни своей, имея покой и любомудрствовуя в молчании, и все представивши желающим и с самим собою всегда беседуя и с Духом, отстранился от человеческой жизни, и возвысился к небесным обителям.

8. Они (т. е. Агапия с мужем) решились решились поселиться в этом городе. У них было трое детей, из коих пследнее и среднее скоро расстались с жизнию, прибавимши им скорби после горевания на чужбине и потери имущества. Но несчастие, крайнее бедствование и великое страдание не овладели окончательно сею доблестную и любомудрую душою. [42]   Владели, конечно, потому что матерь и одинаковая с матерями природа как во всем, так и в этом чувствовала поражение, но не подобно многим матерям в страдании доходила до потери разсудка.


ЖИТИЕ ФЕОДОРЫ СОЛУНСКОЙ


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке