Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святитель Нектарий Эгинский Святитель Нектарий Эгинский Чудотворец (1846-1920)   Из трудов святителя Нектария Эгинского. 1. О Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. В соответствии с православным учением, Церковь имеет двойное значение, одно выражает ее догматический и религиозный характер, иными словами — сокровенный и духовный; другое — ее внешний характер в подлинном смысле этого слова.

По православному духу и исповеданию, Церковь определяет себя как установление религиозное и как общество религиозное. Определение Церкви как религиозного установления может быть сформулировано следующим образом: Церковь есть религиозное учреждение Нового Завета. Спаситель наш Иисус Христос создал ее икономией Своего Воплощения. Она зиждется на вере в Него, на истинном исповедании Его.

Она была учреждена в день Пятидесятницы в момент сошествия Духа Святого на святых учеников и апостолов Христа Спасителя. Он соделал их инструментами божественной благодати, дабы увековечить искупительное делание Спасителя. В это учреждение была вложена вся полнота явленных истин; в нем действует через таинства благодать Божия; в нем через веру во Христа Спасителя возрождаются те, кто притекает к нему; в нем хранятся апостольское учение и предание как письменное, так и устное.

Определение Церкви как религиозного общества сводится к следующему: Церковь есть общество людей, объединенных в единстве Духа и в союзе мира (Еф. 4:3). Ее апостольское служение может быть сформулировано следующим образом: Церковь есть инструмент Божией благодати, которая осуществляет общение Бога с людьми через веру в Спасителя Иисуса Христа.

Вознесшись на небо, Господь наш послал Своего Святого Духа в виде огненных языков на святых Своих учеников и апостолов. На этих Своих апостолах он создал Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь — общество Бога и людей. Он дал ей благодать искупления, чтобы спасти род человеческий, возвращая его из заблуждения и возрождая его через таинства, и чтобы соделать его достойным будущей жизни, накормляет его хлебом небесным.

В Священном Писании слово “Церковь” имеет два значения. Чаще всего — в смысле человеческого общества, объединенного религиозным союзом, или же — Храма Божьего, в котором собираются верующие для совместного Богослужения. Кирилл Иерусалимский говорит, что Церковь называется так потому, что она призывает всех людей и потому что она их собирает. Слово “Церковь” происходит из древнегреческого языка.

Оно означает собрание людей, призванных с определенной целью, а также то место, в котором они собираются. Она и содержащее, и содержимое. В широком и христианском смысле Церковь есть общество всех свободных и разумных существ, всех, кто верит в Спасителя, в том числе и ангелов. Апостол Павел говорит: и поставил (Бог Отец) Его (Иисуса Христа) выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1: 22-23).

Таким образом, он объединяет всех, кто верил во Христа до Его пришествия в мир, кто формировал Церковь Ветхого Завета, которая во времена Патриархов управлялась обетованиями и данной в откровении верой, то есть устно. Затем, во времена Моисея и Пророков, она управлялась Законом и Пророчествами, то есть письменно. В обычном и узком смысле слова, Церковь Христова — это Церковь Нового Завета, Церковь Благодати Христовой.

Она включает в себя всех, кто верит в Него православно. Ее называют также Домом Божьим, потому что Бог пребывает в нем преимущественно и потому что там Ему поклоняются. Фундамент Церкви — это Пророки и Апостолы. Краеугольный камень — это Спаситель. Столпы ее — это святые Отцы, сохранившие единство веры. Камни ее — это верующие. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым...

и утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем... (Еф. 2:19-20). Наконец, Церковь во вдохновенном и божественном Писании именуется “невестой Христовой”: я обручил вас единому мужу, чтобы, представить Христу чистою девою (2 Кор. 11:2). А также Домом Бога Живого, столпом и утверждением Истины, равно как и Телом Христовым: И вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12:27). Св.

Мефодий, епископ Патарский, живший в конце III века, называет Церковь в “Пире десяти дев” вместилищем божественных сил, вечно юной Невестой Слова. Она есть Божие творение, превосходящее все человеческое. В конце он представляет ее как “собрание, множество всех тех, кто верует,” где старые учат юных, а совершенные — слабых. Святитель Ипполит, известный отец Римской Церкви, ученик св.

Иринея, в своем сочинении начала III века “Христос и антихрист” много говорит о Церкви и называет ее кораблем в бушующем море. На нем находятся капитан, матросы, паруса, якоря и все снасти, символизирующие Христа, ангелов и верующих. Веруя в Дух Святой, вдохновивший этих Отцов Церкви, мы неизбежно веруем во Святую Церковь, являющуюся объектом всех этих наименований, данных Духом Святым. 2. О Царствии Божием или Церкви.

Будучи Царем, Господь наш Иисус Христос создал на земле Царствие небесное сразу после своего Вознесения, когда Он воссел одесную Бога Отца и когда Он получил от Предвечного Отца Своего всю полноту власти на небе и на земле. Его Царство на земле — это Его Церковь. Будучи Царем, Иисус печется о нем, дает правила, запечатлевает видения и пророчества и прекращает жертву и приношение (Дан. 9:24 и сл.).

Он управляет, руководит и вечно направляет его с помощью своих священных служителей. Обильно и непрестанно Он раздает дары Духа Своего Святого, дабы укреплять, взращивать и расширять его. Царь-Спаситель освящает, утешает, хранит, возвышает и прославляет народ Свой (Ин. 15:26; Деян. 2:33-36). Будучи Царем, Господь устанавливает в Своем царстве порядок, давая Церкви ее служителей.


Святитель Нектарий Эгинский


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке