Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Святитель Епифаний, епископ Кипрский
Изложение кафолической веры (из 3-й книги "Против ересей")

Единая голубица и Святая Дева - Церковь исповедует Бога так: Отца и Сына и Святого Духа; Отца совершенного, Сына совершенного, Духа Святого совершенного, Троицу единосущную, неслиянную; Сына истинно рожденного от Отца, Духа Святого, не чуждого Отцу и Сыну; Троицу присносущную, не нуждающуюся ни в каком прибавлении, не имеющую в себе ничего привзошедшего после, относящуюся к одному единству и одному началу (arch) Бога и Отца.

Этой Троицею, Отцом и Сыном и Духом Святым, сотворено все, что некогда не существовало, что не совечно Богу и не существовало прежде Его, но приведено из небытия в бытие Отцом и Сыном Духом Святым. Этот Отец и Сын и Святой Дух от века благоволил являться в видениях святым Своим по мере того, сколько каждый мог вмещать, и по мере благодати, которая Божеством сообщаема была каждому из достойных.

Так Отец открылся им, сколько каждый из них мог вместить и слышать глас Его, когда Он говорил устами Исаии: Се уразумеет отрок Мой возлюбленный (Ис.52:13). Это глас Отца. Так Даниил видел Ветхого деньми. Это явление Отца. У пророка Осии говорится: Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся (Ос.12:10). Это глас Сына. Иезекииль говорит: И взял меня Дух Божий и извел меня на поле (Иез.3:12,22). Это речь о Святом Духе.

Подобных изречений встречается бесчисленное множество в Божественных Писаниях как Ветхого, так и Нового Завета; но мы мимоходом привели из этих изречений немногие, не более двух или трех, дабы показать характер Церкви. Кроме этого, Церковь исповедует, что Сам Господь сотворил Адаму тело и вдунул в него дыхание жизни, создав для него душу живую; что сам Бог, Отец и Сын и Святой Дух, единое Божество, дал закон Моисею; что тем же Божеством посылаемы были пророки; что Бог наш есть Бог как христиан, так и иудеев, - Бог, призвавший к оправданию тех из них, которые не отреклись пришествия Господа нашего Иисуса, спасающего всех, которые живут согласно с истинною верою в Него и не отвергают истины проповеди истинного Евангельского учения Его, ибо пришел, пришел Единородный.

Таково исповедание матери нашей Церкви, которая есть тихое пристанище мира, сладость, издающая запах винограда, доставляющая нам покой благословения и дарующая нам каждодневно утешительное (lnsiponoz) питие - чистую, истинную кровь Христову.

Христа исповедует Церковь так: Иисус Христос истинно родился от Приснодевы Марии, принял тело на самом деле, а не по видимому только, принял плоть истинную, тело истинное, с костями, нервами и со всеми прочими принадлежностями наших тел, так что отличался от нас только необыкновенною святостью Своею и Божеством и тем, что был сосуд святости и правды.

Он имел все человеческое в совершеннейшей степени, кроме греха: имел истинно человеческую душу, истинно человеческий ум - не в том, впрочем, смысле, чтобы этот ум составлял ипостась, как говорят некоторые. Впрочем, ничто в Нем не было причастно греху; уста Его не говорили лжи: Ни обретеся лесть во устех Его (1Пет.2^22); сердце не преклонялось на раздражение (Бога)

; ум не обращался к непозволительному; плоть не предавалась плотским удовольствиям. Он - от вечности совершенный Бог; будучи Словом, вочеловечился, не изменившись по природе, для того, чтобы человеческую природу соединить с Божеством. Действительно был зачат в утробе Девы, родился посредством детородных каналов непостыдно, безгрешно, не нарушив печатей девства Своей Матери.

Был воспитан, носим на руках Симеона и Анны, носим Мариею, совершал путешествия Своими ногами, странствовал, был отроком, достиг совершенного возраста; имел в Себе все человеческое в совершенстве; исчисляли Ему годы и месяцы; носим был во чреве, родился от жены, был под законом (Гал.4:4). Потом приходил на Иордан и там крестился от Иоанна не потому, чтобы имел нужду в очищении, но для того, чтобы исполнить то, чего требовала воспринятая Им человеческая природа, чтобы не нарушить закона правды, чтобы как Сам Он сказал, исполнить всякую правду и показать, что Он облекся в плоть истинную, вочеловечился истинно (Мф.3:15)

Нисходил в воды - так, впрочем, что сообщил им более, нежели сколько получил от них, даровал им более, нежели сколько имел в них нужды. Именно Он просветил их и сообщил им силу возводить к совершенству тех, которые будут креститься по образу Его, дабы истинно уверовавшие в Него, веруя истине, знали, что Он истинно вочеловечился, истинно крестился, а таким образом и сами, по подражанию Ему, приходя на воды, получали от них сообщенную им нисхождением Его силу и просвещались Его светом во исполнение пророчества: "Для изменения силы, и приобретения спасения от силы хлеба, получаемой от Иерусалима, и силы воды".

Здесь посредством Иисуса Христа усвояется столь чудная сила хлебу и воде не в том смысле, как будто бы один хлеб был для нас силою, но значение хлеба: хлеб есть обыкновенная пища, но значение, заключающееся в нем, доставляет живот вечный; и не в том смысле, как будто бы вода сама собою очищала нас, но чтобы мы силою воды через веру, дела и надежду, через совершенство, получаемое в таинствах, и исповедание святости достигали спасения.

Вышедши из Иордана, Христос слышал глас Отца, который глаголал вслух всем находившимся при этом, чтобы показать им, кто такой свидетельствуемый. Тогда и Дух Святой сошел в виде голубя, как мы сказали во многих опровержениях ересей, дабы после того, как Дух в собственной ипостаси принял на Себя этот вид, никто не почитал Троицу слиянною (sunaloijh).

Сей Дух снисшел на Иисуса и пребывал на Нем, дабы видели, кто такой свидетельствуемый, дабы из свидетельства Отца и Духа познали, что святая плоть Христова любезна Богу и угодна пред Ним; дабы можно было проповедать, что воплощение Сына совершилось с соизволения Отца; дабы, наконец, Иисус Христос явился истинным Сыном [Божиим] и исполнилось пророчество: По сем на земли явися, и с человеки поживе (Вар.3:38).


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке