Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святитель Григорий Нисский   Изъяснение Песни песней Соломона Оглавление Предисловие. К Олимпиаде. 1 Беседа 1. Толкование на Песн. 1, 1-3. 3 Беседа 2. Толкование на Песн. 1, 4-7. 9 Беседа 3. Толкование на Песн. 1, 8-13. 14 Беседа 4. Толкование на Песн. 1, 14 - 2, 7. 20 Беседа 5. Толкование на Песн. 2, 8-17. 27 Беседа 6. Толкование на Песн. 3, 1-8. 34 Беседа 7. Толкование на Песн. 3, 9 - 4, 7. 40 Беседа 8. Толкование на Песн. 4,8-9. 48 Беседа 9. Толкование на Песн. 4, 10-15. 52 Беседа 10. Толкование на Песн. 4, 16- 5,2. 58 Беседа 11. Толкование па Песн. 5. 2 - 4. 62 Беседа 12. Толкование на Песн. 5, 5 - 7. 67 Беседа 13. Толкование на Песн. 5, 8-12. 73 Беседа 14. Толкование на Песн. 5, 13-16. 79 Беседа 15. Толкование на Песн. 5,17 – 6,8.

86     Предисловие. К Олимпиаде   И честной твоей жизни, и чистой твоей душе признал я приличным тщательное изучение Песни песней, с намерением, как и лично, и письменно изъясняла ты нам, при надлежащем обозрении книги соделать явным сокровенное в речениях любомудрие, здравыми понятиями очищенное от буквального, с первого взгляда усматриваемого, словозначения.

Почему охотно соглашаюсь, что заботливость твоя об этом не только полезна тебе для твоей нравственности (ибо уверен, что око души твоей чисто от всякой страстной и нечистой мысли, и в сих Божественных речениях беспрепятственно усматривает беспримесную лепоту), но послужит даже некиим руководством для людей более плотских, чтобы и им придти в духовное и невещественное состояние души, к какому ведет книга сия сокровенною в ней премудростию.

Но поелику некоторым из принадлежащих к Церкви кажется общим правилом держаться буквы Святаго Писания, и они не соглашаются, чтобы в нем на пользу нашу говорилось что-либо загадочно и намеками: то необходимым почитаю прежде всего пред обвиняющими нас оправдаться в этом, и именно, что не делаем ничего несообразного, стараясь в Божественном и богодухновенном Писании всячески уловлять полезное для нас; так что, если полезно сколько-нибудь буквальное чтение, понимаемое в том смысле, в каком сказано, то имеем уже в готовности требуемое: если же что сказанное с скрытностию, загадочно и предположительно не служить к пользе по ближайшему сего разумению, то таковые изречения, как предписывает слово, обучающее нас притчами, будем брать в ином значении, разумея сказанное, или как притчу, или как темное слово, или как изречения мудрых, или как одну из загадок (Прит. 1, 6).

И по науке истолкования, пожелает ли кто назвать это применением речи, или иносказанием, или чем другим, не будем спорить об имени, только бы держаться полезных разумений. Ибо и великий Апостол, говоря, что «Закон духовен есть» (Рим.7,14), под именем Закона заключает и исторические повествования, так что все богодухновенное Писание для читающих есть Закон не только явственными заповедями, но и историческими повествованиями, разумеющих глубоко обучающий ведению таин и чистому образу жития.

Способом же толкования пользуется Апостол, каким ему угодно, имея в виду полезное; а не заботится об имени, какое надлежит дать способу толкования. Напротив того, намереваясь обратить историю в доказательство домостроительства о заветах, в одном месте говорит, что «изменяет глас» (Гал. 4, 20); а потом, упомянув о других чадах у Авраама, рожденных ему от рабы и от свободной, воззрение на них называет иносказанием (Гал.4, 24)

; также, изложив некоторые исторические события, говорит: «образы прилучахуся онем: писана же быша в научение наше» (1 Кор. 10, 11); и еще сказав, что не должно заграждать «устен вола молотяща», присовокупил, что не «о волех радит Бог», но «нас ради всяко написася» (1 Кор.9, 9-10); а в другом месте менее ясное разумение и ведение от части называет «зерцалом и гаданием» (1 Кор. 13, 12)

; и также переход от телесного к умственному именует обращением ко Господу и снятием покрывала (2 Кор. 3, 16). Во всех же сих различных способах и наименованиях разумного воззрения Павел преподает нам один вид учения, что должно не на букве непременно останавливаться, так чтобы с первого взгляда представляющееся значение сказанного о добродетельной жизни во многом могло вредить нам, а, напротив того, переходит к невещественному и умственному взгляду, так чтобы понятия плотские изменялись по смыслу и разумению после того, как плотское значение сказанного отрясено будет подобно праху.

И посему-то говорит Апостол, что «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6): так как история (то есть в Писании), если будем останавливаться на голых событиях, во многих местах представляет нам примеры недоброй жизни. Ибо, какую пользу относительно к добродетели доставит слушателю Пророк Осия, рождающий «чада блужения» (Ос.1,2), и Исаия, входящий «ко пророчице» (Ис. 8, 3)

, если остановится кто на букве сказанного? Или сколько содействовать будут к доблестной жизни повествования о Давиде, как прелюбодеяние и убийство вместе сходятся в одно преступление? Но если найдется какое-либо основание, показывающее неукоризненность того, что устроялось этим, то истинным окажется тогда слово Апостола, что «буква убивает», так как содержит в себе примеры дурных дел, «а дух животворит» (2Кор.3,6)

, потому что первоначально представляющееся и достойное охуждения понятие прелагает в значения Божественные. Знаем же, что и Само всею тварию покланяемое Слово, когда в человеческом подобии и виде при посредстве плоти сообщало Божественные тайны, так открывало нам смысл закона, что два человека, которых свидетельство истинно, по слову Его, суть Он Сам и Отец (Иоан. 8, 17-18)

; и поставленный на высоте медный змий, который для народа служил врачевством от смертоносных угрызений, по Его объяснению есть совершенное на кресте о нас домостроительство. Да и самих святых учеников Своих обучает тонкости разумения прикровенными и тайными словами, в притчах, в подобиях, в темных речениях, в сказаниях, предлагаемых загадочно, хотя делал им истолкование сего наедине, объясняя сказанное неясно, а иногда, если не был понимаем ими смысл сказанного, порицал их медлительность и неспособность к уразумению.

Ибо, когда повелевал им Господь воздерживаться от фарисейской закваски, а они по недогадливости смотрели на свои сумы, в которых не принесли хлебного запаса, тогда укоряет, как не уразумевших, что закваскою означалось учение. И еще, когда ученики предлагали Ему трапезу, а Господь отвечал: «Аз брашно имам ясти, егоже вы не весте» (Иоан.4,32), – и они предположили, что говорит о телесной пище, принесенной Ему из другого места, тогда толкует слово Свое, что приличным для Него и соответственным брашном служит исполнение спасительной воли.

И в евангельских изречениях можно набрать тысячи таковых месть, что в них иное представляется с первого взгляда, а к иному относится смысл сказанного. Так, например, разуметь должно воду, о которой Он обетовал жаждущим, что верующие соделаются от нее источниками рек (Иоан. 7, 38); а также «хлеб, сходяй с небесе» (Иоан. 6, 33), храм разоряемый и «треми денми» воздвигаемый (Иоан. 2, 19), «путь» (Иоан. 14, 6), «дверь» (Иоан. 10, 7)


Святитель Григорий Нисский   Изъяснение Песни песней Соломона Оглавление Предисловие. К Олимпиаде. 1 Беседа 1. Толкование на Песн. 1, 1-3. 3 Беседа 2. Толкование на Песн. 1, 4-7. 9 Беседа 3. Толкование на Песн. 1, 8-13. 14 Беседа 4. Толкование на Песн. 1, 14 - 2, 7. 20 Беседа 5. Толкование на Песн. 2, 8-17. 27 Беседа 6. Толкование на Песн. 3, 1-8. 34 Беседа 7. Толкование на Песн. 3, 9 - 4, 7. 40 Беседа 8. Толкование на Песн. 4,8-9. 48 Беседа 9. Толкование на Песн. 4, 10-15. 52 Беседа 10. Толкование на Песн. 4, 16- 5,2. 58 Беседа 11. Толкование па Песн. 5. 2 - 4. 62 Беседа 12. Толкование на Песн. 5, 5 - 7. 67 Беседа 13. Толкование на Песн. 5, 8-12. 73 Беседа 14. Толкование на Песн. 5, 13-16. 79 Беседа 15. Толкование на Песн. 5,17 – 6,8.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке