Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Рассказанный прошлогодний случай невольно вспомнился мне, когда за целую неделю до Пасхи нынешнего года "Русское слово" начало публиковать, что "в пасхальном номере будут напечатаны дневники Л.Н. Толстого". А вот и этот "пасхальный номер". Ни слова о воскресении Христовом. Даже общехристианского приветствия "Христос воскресе!" нет, а прямо начинаются "Дневники Л.Н. Толстого".

Что нет пасхального приветствия, это даже и хорошо. Какое кощунство было бы под "Христос воскресе!" читать дневники Л.Н. Толстого! Но все же, разве нет кощунства - пасхальный номер начинать со слов Толстого и Черткова! Наша народная поговорка предполагает, что бес перед заутреней, особенно пасхальной, чувствует себя плохо и мечется в разные стороны.

Но теперь с уверенностью можно сказать, что бес перед заутреней обходит редакции и типографии "прогрессивных" газет, внушает редакторам состав "праздничных номеров", помогает наборщикам заполнять столбцы "пасхального номера" "творениями" Толстого, Арцыбашева, Горького и т.п. Получается эффектно и для беса отрадно и радостно. Вернулись люди из храма, их души полны восторга и радости, в ушах их еще раздаются бесконечно торжественные песни церковные, прославляющие Христа Воскресшего.

Подается пасхальный номер "Русского слова"... Целое полчище врагов Христовых!.. Кто уразумевает бесовскую проделку - возмутится кощунством, оскорблен будет в своем религиозном чувстве. А кто не уразумевает, тот начнет читать. Результат для обоих должен получится один: духовный восторг погаснет, пламенная вера Петра сменится сомнением Фомы. Лукавый достиг своей цели...

Однако... пасхальные яйца с портретом Толстого, пасхальный номер с дневниками Толстого... Разве не заметно, что обаянием имени Толстого враг рода человеческого начал бороться именно с величайшей истиной христианства - с истиной воскресения Христова, без которого вера христианская, по апостолу, была бы суетна, люди еще были бы во грехах и несчастны (см.: 1Кор.15:17-19)?

Горько видеть кощунство над спасительной истиной и над ее символами. Можно, конечно, утешаться тем, что люди кощунствуют бессознательно: рисуя еретика и богохульника на пасхальных яйцах, печатая его дневники в пасхальных номерах, они "не ведают, что творят"... Может быть...

Однако и в этом факте печального, пожалуй, даже больше, нежели утешительного. Какой же сумбур господствует в головах нашей "просвещенной" интеллигенции, если в них мирно уживаются "да" и "нет", вера и сомнение, утверждение и отрицание! Пасхальное яйцо с "Христос воскресе!" на одной стороне и со Львом Толстым на другой - не есть ли самый лучший символ нашего безвременья, нашей неопределенности, теплохладности?..

Мысль обленилась, успокоилась и расслабла на предрассудках и суевериях, будто на мягкой постели, разнежилась, стала дряблой и болезненной. Нет крепких, определенных, будто выкованных и вычеканенных убеждений. Убеждения сменились "исканиями". Ищут без конца и ничего не находят. Нет религиозного образования, религиозной воспитанности. Ужасный сумбур в головах, полное "смешение языков".

Члены Церкви готовы негодовать - зачем отлучили от Церкви "истинного христианина" Льва Толстого, возмущаться, почему Церковь над его лесной могилой не пропела "Со святыми упокой" и "Вечную память". В одно и то же время готовы кричать: "Осанна!" Льву Толстому и воспевать "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!" Воскресение Христово и Лев Толстой оказались на одном и том же пасхальном яйце!

Бог весть, куда пойдет и в какие формы выльется еще религиозное невежество и дикость нашей интеллигенции, отбившейся от твердого и надежного камня веры церковной и заблудившейся по кривым путям вольномыслия и легкомыслия!

Вспоминается слово Апокалипсиса: Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр.3:15-16). Теплохладность, неопределенность - явление печальное. Сын Божий, Иисус Христос... не был "да" и "нет", но в Нем было "да" (2Кор.1:19). Огонь, - огонь пламенной веры и ярких определенных убеждений, пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк.12:49).

Пройдут тучи сумбурных исканий, рассеется сырой и нездоровый туман теплохладности, и воссияет светлое яркое солнце определений церковной истины.

Примечания
Печатается по изданию: Лев Толстой и воскресение Христово. - Московские церковные ведомости. 1913. №18. Подписано: доцент императорской Московской духовной академии иеродиакон Иларион.

Священномученик Иларион (Троицкий). Творения: в 3 т. - Т.3. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С.274-277.
  Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru
 


Тексты, справочники и документы [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке