Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святитель Феофан Затворник     Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще   (Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам 1859-1866гг)       Содержание   И гражданская жизнь есть поприще богоугождения для тех, кои труды по ней Богу посвящают .

1 Благодарение и преданность Богу и заповедей Его хранение суть источники благоденствия народа   3 Как добрая жизнь, исправная, есть крестоношение спасительное. 6 Благочестие и добродетель-свидетельство присутствия в нас Св. Духа. 8 Порядок преуспеяния в добродетелях. 9 Движение веры в иерихонском слепце.

11 Правило веры: познание ее, восприятие ее сердцем и введение в жизнь. 13 О любви к Богу: какие признаки ее. 15 Св. Иоанн Евангелист не позволяет говорить: веруй, как хочешь, только люби. 17 Любовь — венец подвижнических трудов, — из тесного пути широкий. 19 Побуждение любить Господа, и чем свидетельствуется сия любовь.

20 Как научиться любить Господа. 23 Признаки любви к Господу, и как преуспеть в ней? . 25 О милостыне, — что она сеятва, и что чем больше кто посевает ее, тем больше пожнет. 26 Неосновательность отговорок от подаяния милостыни, и добрые мысли, побуждающие творить ее. 29 Прощение долгов ближнему— спасение.

31 Убеждение к соблюдению поста в Рождественский пост. 32 Четыре слова о молитве . 34 Жизнь в Боге и с Богом .. 41 Любовь - венец жизни христианской . 43                   И гражданская жизнь есть поприще богоугождения для т ех, кои труды по ней Богу посвящают   «Всяка душа властем предержащим да повинуется» (Рим.13,1).

Обст оятельства времени учат человека и внушают ему разные наставления по роду своему. Так дни царские невольно склоняют внимание на Царя и царство, а здесь, в храме, переносят мысль от царства земного к Царству небесному и побуждают соразмерять служение в одном с служением для другого. В самом деле, братья, когда в дни царские мы собираемся в храмы Божии, в коих обыкновенно служим Богу Истинному, «творити молитвы, моления, прошения, благодарения» (1Тим.2,1)

за Царя и царство, то сим исповедуем не только то, что Вышний владеет царством человеческим и, куда хочет, направляет его, но и то, что, служа отечеству, мы сим самым служим Богу. Как же приходит некоторым на мысль, будто между сими служениями нет союза и будто посвятивший себя одному неизбежно оставит и забудет другое? Если здесь приносим мы благодарение Богу за прошедшие успехи в служении общественном и просим помощи на дальнейшее в нем преуспеяние, если, т.е.

, сие служение отсюда как бы исходит и сюда же возвращается, то когда действительно, может быть, кого отвлекает оно от служения Богу и ослабляет в ком дух благочестия: не зависит ли это от вины нашей, а не от самого служения? Когда Господь говорит: «воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови» (Мат.22, 21), то внушает, что совмещать сие обоюдное служение не только можно, но и должно.

Свойство же самого дела показывает, что как тело есть орудие, посредством которого душа обнаруживает свои внутренние действия: так и общество и служение в нем есть лучшее поприще для раскрытия и обнаружения невидимого духа благочестия, и не для обнаружения только, но вместе для образования и укрепления. В сем несомненно уверимся, если внимательнее рассмотрим учение Апостольское о служении общественном (Рим. 13,1-8).

Апостол Павел в послании к Римлянам пишет; «всяка душа властем предержащим да повинуется» (13, 1). Когда говорит: «всяка душа», то не исключает никого, кроме верховной Главы царства, всем правящей, и когда говорит: «властем предержащим», то разумеет всякую вообще власть, законно поставленную. Если теперь в благоустроенном обществе все члены находятся во взаимной зависимости и взаимном подчинении, то оно есть область взаимно повинующихся и, след., училище повиновения.

Обратите же теперь внимание на то, что значит повиновение в Христианской жизни. Это есть такая: добродетель, которою одною, можно сказать, содержится в целости весь состав нравственности и благочестия. Будем судить по противоположности. Начало всех грехов—в неповиновении первого человека повелению Бога-Царя, и теперь что есть всякий грех, как не плод непокорности.

Спросите, отчего более всего страждут ревнители благочестия? От своенравия своей воли. Против чего преимущественно вооружались св. подвижники? Против своей воли. Что препятствует человеку—грешнику оставить грех и обратиться к Богу—на путь правды? Упорство и развращение своей воли. Как потому должно быть благодетельно истреблять, или, по крайней мере, умалять в нас сие зло- свою волю, сокрушать сию выю железную.

Но чем и как удобнее можно это произвести? Ничем более, как повиновением, отречением от своей воли, преданием себя воле другого. Ибо несомненно, что сия последняя едва ли станет свои распоряжения склонять в угодность нам; а когда против воли нашей, то сия по необходимости будет смиряться и вступать в должные пределы. Если теперь общественное служение есть поприще повиновения; то, судите сами, как приспособлено оно к истинно-Христианской и благочестивой жизни!

Полагая преграды юношескому жару или обдуманным планам мужа, и в то же время обязывая к известным занятиям, не по сердцу страстному, оно не только не дает исхода злу из сердца, возвращая его внутрь, как бы на истребление себя, но и подавляет его там, делая постоянный перелом воле действительным служением. Справедливо, что в обществе требуются дела более внешние, тогда как своя воля может таиться внутри: но какой благоразумный человек позволит навсегда оставаться в себе такому раздвоению?


Святитель Феофан Затворник     Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще   (Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам 1859-1866гг)       Содержание   И гражданская жизнь есть поприще богоугождения для тех, кои труды по ней Богу посвящают .


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке