Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Святитель Григорий Палама
О божественном и обоживающем причастии или о божественной и сверхъестественной простоте Перевод Е. Начинкина

Небольшой трактат св. Григория Паламы был написан в рамках полемики с Варлаамом Калабрийским. В нём отразились все особенности, отличавшие этот внешне богословский спор: полное нежелание вникать в доводы противника, проявлявшееся обеими сторонами, необходимость гипнотизировать колеблющихся, стремление обеспечить идеологическим оружием тех безразличных к существу обсуждавшихся проблем лиц, от которых в решающей степени зависел исход полемики в плане сугубо практическом...

Из-за того, что цитаты полностью слиты с основным авторским текстом и иногда изменены по сравнению с источником, они все были переведены заново, хотя и с учётом существующих переводов.

Перевод выполнен по тексту издания: Grhgoriou tou Palama Suggrammata. Tomow B. Fessalonikh, 1966.

1. Изложим же то, что открыто говорится обеими сторонами и, как кажется, содержит в себе некую причину затруднения. Наши противники говорят: "Если благодать, дарованную святым, вы называете нетварной потому только, что они причащаются Бога, Которого причащается все тварное - ведь Он простирается на все, уделяя иному бытие, иному же, кроме бытия, еще и чувственную, или разумную, или мыслительную жизнь - то во всем окажется нечто нетварное: в одном - бытие, в другом - жизнь, в третьем, сверх того, - разум и мышление".

Мы же, в согласии со святыми, сочли бы их не стоящими возражения - в христианских догматах главенствует ведь вера, а не доказательство; но ради тех, кого увлекают эти кажущиеся правдоподобными речи, следовало бы им ответить: "Если, любезнейшие, обоживающую святых благодать вы называете тварной из-за того, что все тварное причастно Бога, то все будет славиться у вас святым, и вы будете боготворить любую тварь; не одни только разумные создания - вернее, те из них, что стали причастны обживающего дара духа - окажутся святы, но также и неразумные, а кроме них - и не имеющие души.

Что же получится, если одному достается в удел лучшее существование и лучшая жизнь, чем другому? Ты увидишь разницу между твоими святыми. Значит, пчела для тебя будет святее мухи, ягненок - пчелы, другие животные - ягненка, а святее их - человек, даже если это Иезавель. И еще: муравей святее комара, а его святее баран, или, если угодно, бык или слон, или другое какое животное, а их святее опять-таки человек, будь он даже подобен Ахаву.

Таким святым окажется и тот, кто своими смехотворными учениями подталкивает нас к таким вот смешным рассуждениям, хотя он и явный противник Евангелия Христова".

2. Ведь если тварен обоживающий дар Духа и пребывает в святых наподобие некоего природного состояния или подражания, как повсюду учит нападающий на нас, то обоживаемые святые не возносятся над природой, и не рождаются от Бога (Ин.1:13), и не суть Дух, как рожденные от Духа (Ин.3:6), и не един дух с Господом, ибо прилепились к Нему (1Кор.6:17), и не одним только верующим во имя Его дал Христос власть быть чадами Божиими, когда пришел к своему народу (Ин.1:12)

, и не к Своему только, а вместо того - если уж Он присутствует в нас по естеству - пребывал со всеми язычниками, да и теперь пребывает и с нечестивыми, и с безбожными. Послушай, что говорит богоподобный Максим, беседуя с Пирром: "По велению Божиему ступали и Моисей, и Давид, и все, кто отложением человеческих и плотских свойств стали вместилищами Божественного действия" [1]. И еще, в другом месте: "...

как если бы образ вернулся к первообразу и стяжал Божественное действие, или, вернее, обожением сделался Божиим и победившей его благодатью Духа стал полнее наслаждаться выходом из того, что по природе в нем существует и мыслится" [2].

3. Значит, обоженные не просто улучшают свою природу, а стяжают само Божественное действие, Самого Святого Духа; поэтому-то, по слову великого Василия, "когда мы размышляем о собственном Его достоинстве, то зрим Его с Отцом и Сыном, когда же думаем о действующей в причастниках благодати, то говорим, что Он пребывает в нас" [3]. Если же Он присутствует в святых так же, как в тварях, и в качестве Бога так же творит святость в святых, по вашему мудрому размышлению, как и другие свойства во всем остальном, то какая нужда в Христе и Его пришествии?

Какая нужда в Христовом крещении и даруемой им власти и силе? Какая нужда сначала в повторном дуновении, и в ниспослании духа, и в его вселении? И так ведь Он был-де в нас, как во всем. И Бог, получается, равно и творит, и обоживает. Однако великий Василий мудро говорит: "Если Бог равно творит и рождает, то равно и Христос - Творец наш и Отец, ведь Он - Бог, и нет нужды в усыновлении Духом Святым" [4].

"Совоскресил" - говорит апостол, - и сопосадил на небесах в Христе Иисусе, да явит в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, а Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф.2:6-8). А ты будешь нам выдумывать обожение, достигаемое одними делами подражания по природе, утверждая, что природное-то подражание и есть обоживающий дар и Божественная благодать?


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке