Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Свет Жизни   Святоотеческое Наследие / Исаия Авва   Исаия Авва   О ДЕЛАХ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
1. Возлюбленные братия! Тремя вещами отличаются евреи от других народов: обрезанием, пасхою и субботою.

Ибо так написано в книге бытия: «Младенец осми дней обрежется вам… домочадец, и купленый. Необрезаный же погубится от рода своего: яко завет Мой разори» (Быт. 17, 12, 14). Первым был обрезан Авраам. Чрез сие дан был образ древним относительно нового человека, свойства которого Господь Иисус явил в Святом Своем Теле. О сем и Апостол говорил:  «О немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти в обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением, в Немже и совостасте верою действия Бога» (Кол. 2, 11–12).

И еще: «Отложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных, обновлятися же духом ума вашего и облещися в новаго человека; созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины» (Еф. 4, 22–24). И еще:  «Да от грех избывше, правдою поживем» (1 Пет. 2, 24). Это говорится об обрезании (духовном), и кто сего не соблюдет, тот не обрезан, тот не истинный христианин потому что он попрал тот завет, который Господь Иисус освятил Святой Своею Кровью.

2.

Теперь должно сказать о святой пасхе, о коей Бог так говорит Моисею: «Сей закон пасхи: всяк иноплеменник да не яст от нея: и всякаго раба или купленаго обрежеши его, и тогда да яст от нея. Пришлец или наемник да не яст от нея. В дому единем да 
снестся» (Исх. 12, 43–46). Чресла ваша препоясана, и сапози ваши на ногах ваших, и жезлы ваши в руках ваших (Ис. 12, 11).

Пасха снедается не иначе, как с опресноками, и горьким зелием, и мясом печенным на огне. Не сказал: «Препояшьтесь по чреслам вашим», дабы кто не подумал, что дело идет о поясе, но «Чресла ваша препоясана да будут», чтобы мы это разумели по отношению к целомудрию и чистоте. Сапоги же означают то, чтобы мы были готовы с поспешностию избегать всего, что уязвляет и оскверняет совесть и отвлекает ум от свойственного ему созерцания во святыне.

Жезлом означается надежда и мужество стремящихся в землю обетованную. Таковы суть соблюдающие (духовно) субботу. Кровь агнца знаменует кровь Господа нашего Иисуса Христа, Который, соделавшись человеком, пришел к нам, чтобы вести сынов (духовного) Израиля в обещанное наследие Неба. Входят сюда те, кои приготовили себя как должно и имеют знамение, явственно напечатленное на душах их. Кисть иссопная означает злострадание.

Ибо повелено снедать пасху с горьким зелием. Брат! Тщательно рассмотри себя, обрезан ли ты и окропил ли ты двери дома твоего кровью непорочного Агнца. Уклоняешься ли ты от всякого земного помысла? Устроил ли ты самого себя так, чтобы без страха тебе войти в землю обетованную? 

3. За сим должно сказать о субботе, которая собственно относится к тем, кои удостоились истинного обрезания, вкусили святой пасхи, как мы сказали, и, освободившись от египтян, увидели всех их потонувшими в Чермном море, и успокоились от горького их рабства.

Шесть дней делай… в день же седмый, суббота Господу Богу твоему (Исх. 20, 9–10). Всяк, иже сотворит в ню дело, потребится душа та (Исх. 31, 14). Господь наш Иисус Христос Сам соблюл истинную субботу и научил своих последователей, каким образом должно соблюдать оную. В пяток Он взошел на крест и (своим примером) прежде восшествия на оный показал приготовление к нему, перенесши все бесчестья и поношения, не отмщевая за оные и ни в чем не давая себе послабления, пока в Нем было дыхание, так что когда Он сказал: «Жажду», поднесли Ему губу, напоенную оцтом; вкусив оного, сказал: совершишася. И преклонь главу, предаде дух (Ин. 19, 30).

И положили Его во гроб, как истинно соблюдающего субботу. Ибо Господь Иисус почил в седьмой день и благословил его, потому что успокоился от всех дел Своих, коими Он упразднил немощи человеческие. «Вшедый бо в покой Его, — говорит Апостол, — и той почи от дел своих, якоже от Своих Бог» (Евр. 4, 10). Вот истинная суббота, кто не соблюдает ее, тот не христианин.

Ибо Иеремия, оплакивая народ израильский и говорит: «Не носите бремен в день суббот, и не исходите враты Иерусалима, и не износите бремен из домов ваших в день субботный» (Иер. 17, 21­–22). 

4. Увы мне бедному! Ибо я не сохраняю сих святых заповедей и ношу тяжкие бремена в день субботний. И если я умер со Христом, и спогребся, и субботствовал, то какие это тяжкие бремена ношу?

Тяжелое бремя есть гнев, ревность не по разуму, ненависть, тщеславие, зависть, укорение, злословие, раздражительность, гордость, дерзость, самомнение, спорливость, самолюбие, зависть. Это душевные бремена; телесные же суть: чревоугодие, излишнее попечение о теле, наслаждение, похоть, расслабление сердца. Все сии и прочие подобные сим страсти Господь упразднил в теле святых, умертвив оные в Святом Своем Теле, как утверждает Апостол, убив вражду крестом в себе самом (Еф. 2, 14–16).

Итак, всякий, кто несет тяжелые бремена грехов, нарушает субботу, не есть истинный израильтянин, но обольщает сам себя. Он носит только имя и ничего не получит от Господа Иисуса, Коего отрицается делами, воскрешая то, что Он умертвил, и соделывая то, что Он предал погребению. Явно, что таковой не истинный иудей, но ложный, не обрезан и не хранит субботы.

И потому когда Господь Иисус придет в славе Своей, то введет в Вечное Свое Царство одних только сынов Израиля, то есть одних истинных христиан, обрезанных обрезанием не рукотворенным, но духовным, которых Он избрал из всех народов. «Ослепление, — говорит Апостол, — от части Израилеви бысть, дондеже исполнение языков внидет» (Рим. 11, 25). И еще: «Елицы правилом сим жительствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии» (Гал. 6, 16).

Видишь ли, что израильтяне Божии суть те, кои имеют обрезание сердца и сохраняют субботу, то есть упразднили себя от греха. Тот же Апостол говорит:  «Не бо иже яве, Иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием» (Римл. 2, 28–29). 

5. Братия! Будем внимательны к самим себе.


Свет Жизни   Святоотеческое Наследие / Исаия Авва   Исаия Авва   О ДЕЛАХ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
1. Возлюбленные братия! Тремя вещами отличаются евреи от других народов: обрезанием, пасхою и субботою.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке