Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Доколе будем без пользы трудиться, погубляя труд свой нерадением? Доколе будем повиноваться врагу, который в нас живет, и увлекает нас ежедневно к порокам, отклоняя от добродетели, и не дает нам возвести очей для созерцания Света Божественного. Испытай себя, бедный, ты, который крестился во Христа и в смерть Его! Помысли, какую смерть Он подъял за тебя, а ты следуешь ли стопам Его?

Покажи мне свои нравы подобны ли они тому, чей носишь образ? Он безгрешен и во всем показал в Себе пример для подражания твоего. Он возлюбил нищету, а ты твращаешься нищеты. Он не имел, где главы подклонить (Мф. 8, 20), а ты ищешь пространного и спокойного жилища. Он претерпел всякого рода поношения, а ты никакой укоризны не хочешь переносить. Он не воздавал злом за зло, ты жаждешь мщения.

Он не гневался и тогда, когда страдал от других, а ты, обременяя других, гневаешься. Он посреди бесчестий нисколько не возмущался, а ты возмущаешься, не потерпев никакого бесчестья. Он благосклонно призывал к Себе грешников, а ты словами своими уязвляешь даже и друзей. Он переносил обиды благодушно, а ты раздражаешься от малого оскорбления. Он был снисходителен к грешникам, а ты возносишься даже и пред теми, кои лучше тебя.

Он предал Себя Самого за оскорбивших Его, чтобы искупить их, а ты оскорбляешь даже тех, которые делали тебе добро. Размысли о том, что Он даровал тебе и чем ты воздаешь Ему со своей стороны. Познай Его из дел Его и себя из дел своих. Если ты умер с Ним, то кто же творит в тебе дела сии, то есть сии грехи? 

6. Возлюбленные! Будем тщательно внимать святым Его заповедям и отвергнемся собственной воли, тогда уразумеем силу оных (заповедей).

Если мы любим любящих нас, то что делаем более язычников? Если мы молимся за благотворящих нам, то сие же делают и мытари. Если сорадуемся тому, кто хвалит нас, то и иудеи то же делали. Итак, что ты делаешь большего, ты, который умер греху и живешь во Христе Иисусе? Если ты любишь только тех, которые повинуются тебе, — что делаешь большего пред грешниками? Не то же ли самое и они делают?

Если ты ненавидишь тех, кои тебя не слушают и оскорбляют, то и ты подобен язычнику; напротив, тебе бы надлежало молиться за них, чтобы им даровано было прощение. Если ты огорчаешься на того, кто укорил тебя, то огорчаются сим и мытари. Ты, который крестился во имя Христа, испытай самого себя и рассмотри, сообразны ли таковые дела имени твоему? Их ли ты принесешь с собою пред Него в день славы Его для получения венца?

Венец дается за победу над теми страстями, которые некогда победил Царь твой, предлагающий Себя Самого в пример тебе. Ибо Сам Царь царей и Господь господей, когда в оный день даст узреть Себя всем народам в величии, принесет с Собою все знамения, то есть те язвы, которые Он претерпел за нас; ты же ничего подобного Его язвам не принесешь на теле своем. Почему Он скажет тебе: «Не знаю тебя».

Тогда, видя всех святых, которые охотно шли на смерть ради имени Его и имеют эти знамения, 
ты со стыдом будешь стоять в их присутствии. Рассмотри жизнь всех святых и увидишь, что они, подвергаясь озлоблениям, сами не мстили за них; кровь всех их вопиет: «Отмсти за нас всем живущим на земле». А я, любящий праздность и спокойствие, что скажу в тот день, когда увижу там пророков, апостолов и мучеников и прочих святых, которые в перенесении обид были мужественны и долготерпеливы, не показывали ни малейшего знака мстительности и гнева, зная, что это происходит не от воли человеческой, но по зависти диавола, который понуждает их делать это. Будучи убиваемы (святые)

, или каменьями побиваемы, или сожигаемы, или потопляемы, они не гневались на тех, которые это делали, но молились за них, чтобы прощен был им этот грех, зная, кто их понуждает это делать. Итак, испытай себя, возлюбленный, что ты делаешь, и рассмотри помышления твои, что ты имеешь пред Богом. В День оный ничто не может укрыться от Него. Когда наступит оный День, тогда не будет во власти человека, что ему отвечать, но каждый воскреснет, облеченный делами своими, как одеждою, добрые ли они или злые.

Дела будут говорить сами за человека и укажут ему место (куда должен он идти). 

7. Блажен, кто все старание прилагал к тому, чтобы совлечься дел, влекущих в геенну, и облечься в те, которые приводят в Царствие Небесное. «Ибо, — говорит Апостол, — вемы бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесех» (2 Кор. 5, 1).

Время жизни нашей мы тратим на ничтожные дела, а когда постигнет нас последний час, тогда потребуется от нас строгий отчет. Итак, да не будут души наши оставлены в беспечности и расслаблении, но потрудимся со всевозможным тщанием, прилежанием и хранением себя, ежечасно прибегая к Благости Божией с молитвою, да поможет она нам. Не будем гневаться на братий наших, если они словом или делом оскорбляют нас по неразумию.

Впрочем, если таковые пребудут служителями и сосудами вражьими, то соделываются  врагами Божиими, доколе не развеются и не убегут с поприща. Во всех делах, возлюбленные братия, заботьтесь о смирении, чтобы с терпением переносить укоризну, и постоянно понуждайте себя, чтобы отсекать собственную волю, ибо собственная воля губит все добродетели. Кто надлежащим образом и со смирением располагает и управляет своими помыслами, тот с кротостью отсекает собственную волю, удаляется всякой распри и спорливости, как змия.

Ибо эта страсть ниспровергает все здание добродетели и наводит на душу такой мрак, что она не может видеть света честности. Итак, удаляйся от сей пагубной страсти, которая вкрадывается (в человека под видом добра) и вплетается в добродетели, доколе не уничтожит оных. Ибо и Господь Иисус не прежде взошел на крест, как отлучив Иуду от среды учеников.

И человек, если не истребит сей гнусной страсти, не может благоугождать Богу, ибо из оной (страсти) рождается всякое зло. Кто порабощен сей страсти (спорливости), тот не хочет нести крест свой, а увлекается тщеславием. Наконец, все, что ненавидит Бог, обитает в душе человека спорливого и горделивого.
 
8. Кто рассматривает грехи свои, тот приближается к смирению.


Свет Жизни   Святоотеческое Наследие / Исаия Авва   Исаия Авва   О ДЕЛАХ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
1. Возлюбленные братия! Тремя вещами отличаются евреи от других народов: обрезанием, пасхою и субботою.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке