Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святитель Григорий Палама Святитель Григорий Палама. О ИСХОЖДЕНИИ СВЯТАГО ДУХА Слово первое   Толчком для создания двух слов об исхождении Святого Духа послужили переговоры о соединении церквей, происходившие в 1334 между византийским императором Андроником Палеологом и представителями папы - Франциском, епископом Херсонским и Ричардом, епископом Боспорским.

Главным богословом с византийской стороны явился Варлаам Калабрийский. Латинская аргументация состояла в изложении взглядов латинских богословов - блаженного Августина, Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского, а также – положений Лионского Собора о исхождении Духа от Отца и Сына, как от единой причины - tamquam ab uno principio. Доводы православной стороны были достаточно слабы: Варлаам Калабрийский, апеллируя к творениям Дионисия Ареопагита - "О Божественных Именах" и "О Таинственном Богословии", пытался доказать, что поскольку божественная природа неописуема и неизъяснима, ее "никто не видел и не увидит", то и говорить о способе исхождения Духа не представляется возможным и следовательно весь этот спор бессмысленен, любая сторона может держаться того мнения, которое ей удобно. В это время св.

Григорий Палама пребывал на Афоне, в ските Св.Саввы (Великая Лавра), Очевидно, друзья из Фессалоник побудили его вмешаться в богословский спор. Явно, что в это время св. Григорий еще не читал писаний Варлаама, он даже не упоминает его по имени, и обращается не к нему, а к Латинянам. Среди его источников о взглядах латинян скорее всего были писания еретического патриарха Иоанна Векка, на которые впоследствие св.Григорий написал особые возражения.

Судя по письму Григория Паламы к Акиндину, два слова о исхождении Святого Духа были написаны к 1335-1336 году. Как говорит биограф св. Григория патриарх Филофей, в 1355 они были опубликованы в Константинополе. В XVII веке вышло первое печатное издание, критическое издание этих двух слов было подготовлено к 1962 году о.Борисом Бобринским и занимает часть первого тома сочинений Григория Паламы [1].

Очень рано, в XIV веке был создан сокращенный славянский перевод [2]. В своей полемике против Латинян св.Григорий во многом воспроизводит традиционную православную аргументацию, основанную на творениях отцов-Каппадокийцев - Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Вместе с тем он немало черпает у св.Фотия, св. Никиты Стифата и св. Григория Кипрского. Как пишет о.

Иоанн Мейендорф [3], главная предпосылка св. Григория Паламы основывалась на традиционном доводе о первичности ипостасей по отношению к сущности. По мнению св. Григория, латинское учение о двойном исхождении необходимо влечет за собой нарушение свойств ипостасей. "Латиняне не могут ничего отвечать тем, кто обвиняет их во введение двух начал Духа, потому что Отец и Сын, в качестве ипостасей суть два, а не одно", а исхождение является ипостасным действием Отца.

Корень зла св. Григорий Палама видел в эссенциализме (то есть примате сущности)

в учении Латинян: они доказывали Filioquе на основе тезиса о природном единстве Отца и Сына. На это св. Григорий отвечал следующее. Да, действительно Отец и Сын одной природы, но и Дух равным образом обладает этой единственной природой, и если исхождение, акт не ипостаси, а природы, то Он должен был бы исходить Сам из Себя. Если божественная природа является источником рождения и исхождения, то тогда "Сын должен рождаться от Духа".

Но тогда в учении о Троице вообще наступает хаос. Единственный выход из него - учение о ипостасном характере и рождении и исхождении. Ипостась Отца является активным началом Божественного единства. "Бог един не только потому, что Его природа едина, но и потому, что к единственному лицу восходят те Лица, что из Него" (Св. Григорий Палама. Слово о исхождении Святого Духа). Здесь он опирается на св.

Григория Богослова, который в своем 42 слове говорит: "Природа едина в Трех, и это - Бог, но их единство - Отец [4]. В Боге "происхожденгие ипостатично", и если латиняне принимают, что Отец и Сын составляют один и тот же источник Духа Духа, они должны также признать, что Сын "единоипостасен" Отцу (2 слово о исхождени Святого Духа.17).

Св. Григорий Палама не закрывает глаза на ряд цитат из святоотеческих произведений, говорящих о происхождении Святаго Духа от Сына, в частности - слова св.

Кирилла Александрийского о "сущностном происхождении Духа от Обоих - (т.е. Отца и Сына), но полагает, что речь идет о другом - а именно о энергийном исхождении Благодати из общей сущности Отца, Сына и Духа. Благосклонному вниманию читателей предлагается первые семь глав первого слова св. Григория Паламы. Полный текст слов будет опубликован издательством Валаамского монастыря. В.Василик.

  Снова ужасный и злоначальный змий, воздвизая на нас свою главу, тайно шипит противное истине. Или скорее, поскольку его глава сокрушена крестом Христовым (Быт.3), он каждый раз, делая своей главой головы убежденных погибельными наставлениями и таким образом по образу гидры взращивая вместо одной главы многие, чрез них не перестает изрекать неправду на Горнее.

Так он, таща вслед за собой привязанных к нему и Ариан, и Аполлинаристов, и Евномиан, и многих других, чрез их языки извергал на Святую Церковь свойственный ему яд, пользуясь вместо своих зубов их словами, и вонзая их в начало благочестия, как бы в корень молодого растения, прекрасно расцветшего и обремененного самыми великолепными плодами, но однако не смог ему повредить.

Ибо сокрушились их челюсти укушенными ими (Пс.2), теми кто воистинну сделал своей главой Христа. Итак, этот мысленный и посему еще более проклятый змий, начальное, срединное и последнее зло, подлый, и питающийся пресмыкающейся и земной подлостью, неутомимый наблюдатель претыкания, то есть - соблазна, самый искусный софист на всякое богомерзкое мнение, никак не забывая своего злохудожества {гнусного искусства}, через своих послушников Латинян вносит новые суждения о Боге, которые, как кажется, имеют небольшое отличие (от прежних)

, но вносят причины для великих зол, и многое, и ужасное, а также чуждое и неуместное для благочестия, и всем ясно показывают, что и самое малое не является малым в вещах, касающихся Бога. Ведь если в каждом из наших дел, когда в начале дается нечто глупое, и происходит много глупостей, то как же не возникнуть многим нечестивым безумствам, когда применительно к общему для всех Началу и всем сообразно Ему недоказуемым началам придается нечто безумное?


Святитель Григорий Палама


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке