Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Акты патриарха Тихона http://www.krotov.info/acts/20/1917_19/19190121.htm · Слова:  Герман Константинопольский  к первому | к последнемуЯндекс никак не связан с авторами и содержимым страницы     Акты Святейшего Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея России М., 1994

Послание Патриарха Тихона к   Константинопольскому  Патриарху  Герману  о переходе на новый календарный стиль

21 января 1919 г.

Исх. №64;

Смиренный ТИХОН Патриарх Московский и всея России.

Святейшего архиепископа Константинополя, Нового Рима, и вселенского патриарха господина Германа братски о Христе лобызая, прерадостно приветствуем.

Если когда либо, то именно в наши, поистине, "лукавые дни", когда рушатся троны, распадаются царства и на их месте возникают новые, когда жизнь общественная и частная устрояется на новых началах, когда кажется, "все течет" и изменяется, в такое время в особенности для нас, предстоятелей и чад поместных православных церквей, получает значение и отраду сознание, что мы все едино во Христе, все члены его таинственного тела, все чада его единой святой и апостольской церкви, что у нас есть общее достояние, которое мы должны хранить, совместно, есть общее дело, которое должны делать общим советом и соединенными силами.

В этом для нас и источник постоянного ободрения и спасательный компас к предотвращению возможных и к исправлению уже сделанных погрешностей. Руководствуясь этим правилом и вместе исполняя поручение недавно разошедшегося нашего Поместного Собора, наша мерность и подвизается утруждать вашу священную и любезную нам главу, как председателя великой Христовой Кон[стантино]польской церкви-матери и как Корифея в согласном хоре всех по всюду православных поместных автокефальных церквей, настоящим посланием по вопросу, возникшему недавно у нас и хотя не догматическому, но имеющему важность для всего православного мира и могущему и в других автокефальных православных церквах получить ту же остроту, какую он получил у нас, именно, по вопросу о возможности введения в православно-церковную практику так называемого нового или Григорианского стиля летосчисления.

Как известно, вопрос этот уже был предметом обмена мнений между автокефальными православными церквами при достойном предшественнике Вашего святейшества блаженной памяти патриархе Иоакиме III. Тогда все православные церкви, в том числе и русская, единодушно решили этот вопрос отрицательно и остались при старом, Июлианском стиле. Но вот 29-го января 1918 года нынешнее наше правительство, без совета и сношения с церковью, постановило ввести в Российской Республике во все деловые сношения новый стиль.

Правда, при провозглашенном отделении церкви от государства, новый закон не обязывает церковь переходить к новому стилю в своей богослужебной практике. Даже наоборот: в тех местностях, где православные составляют большинство населения, закон включает в число нерабочих и неприсутственных дней и некоторые христианские праздники, наприм[ер] рождество Христово, Крещение, Св. Пасху, Пятидесятницу и др.

и именно по старому стилю; так что для церкви остается решить лишь частный и второстепенный вопрос: продолжать ли праздновать гражданское новолетие в день Обрезания Господня или же перенести это празднование, вместе с переносом новолетия, на день св. мученика Вонифатия (19 дек[абря] ст[арого] ст[иля]). Но не так обстоит дело там, где православные в меньшинстве и где, поэтому, закон гражданский не считается с православными церковными порядками.

Там православным приходится на себе испытывать все неудобство одновременного существования двух стилей, когда деловая жизнь и все житейские отношения построены на новом стиле, а церковная жизнь - на старом. Неудобство это достигает иногда такой остроты, что, наприм[ер], в Финляндии издавна установился обычай в дни лютеранского рождества, благовещения и др.

, хотя бы эти праздники приходились в будние дни, совершать в православных церквах какое-либо богослужение, чтобы, с одной стороны, дать возможность православному населению с духовной пользой занять свой невольный отдых, а, с другой - чтобы предохранить это население от соблазна посещать лютеранское богослужение. После же государственного переворота в 1917 году, по настойчивым просьбам православных финов, бывший святейший синод вынужден был разрешить финским православным приходам справлять православные праздники по новому стилю.

В таком же или подобном ему положении могут оказаться православные и в других местностях, где теперь образуются новые отдельные государства, напр[имер], в Польше, Литве, Латвии, вообще там, где православные будут в меньшинстве. Да и относительно центральной России и других чисто православных местностей никто не может поручиться, чтобы и впредь здесь закон считался с православными церковными порядками и чтобы не пришло такое время, когда класс, захвативший в России власть, найдет нужным, именно в видах борьбы с верою большинства населения и в целях ограничения их влияния православной церкви на народ, намеренно построить вею гражданскую жизнь в прямом противоречии с порядками церковными.


Акты патриарха Тихона


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке