Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



НИ-КА | «О последней судьбе человека в мире»

БИБЛИОТЕКА ОТЦОВ:

Симеон Новый Богослов «Божественные гимны» «Слова. Часть 1» «Слова. Часть 2» Никита Стифат «Жизнь и подвижничество Симеона Нового Богослова» Григорий Синаит Творения Феофан Затворник «Что есть ДУХОВНАЯ жизнь и как на нее настроиться» «Путь ко спасению.

Краткий очерк аскетики» «Начертание христианского нравоучения. Часть 1» «Начертание христианского нравоучения. Часть 2» «Письма о духовной жизни» «Псалом сто восемнадцатый, истолкованный святителем Феофаном» «Толкование на послание ап. Павла к эфесянам» (начало) «Толкование на послание ап. Павла к эфесянам» (окончание) «Толкование на послание ап. Павла к филиппийцам» «Толкование на послание ап.

Павла к колоссянам» «Толкование на послание ап. Павла к Титу» «Созерцание и размышление» «Два слова о святом таинстве крещения» «Внутренняя жизнь» «Примеры записывания добрых мыслей» «Три слова о несении креста» «Душа и ангел – не тело, а дух» «Небесный Покров над нами» «Что потребно покаявшемуся...» Никодим Святогорец «О хранении чувств» «Невидимая брань» «Книга о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» Поучения авва Дорофей «Душеполезные поучения» Иоанн Лествичник «Лествица» Иоанн Кассиан Римлянин «Десять собеседований отцов, пребывающих в Скитской пустыне.» Марк Подвижник Слово пятое. Советы ума своей душе. Афанасий Великий «Житие преп.

Антония Великого» «Наставления деве» Максим Грек Нравоучительные сочинения Иоанн Кронштадтский «МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ или Минуты духовного трезвения и ...» Николай Сербский «Молитвы на озере» Тихон Задонский «Плоть и дух» Слова Увещания и наставления Иннокентий Херсонский«О последней судьбе человека в мире» «Беседы на св. четыредесятницу о смерти» «О религии откровенной» «О грехе и его последствиях» «О путях Промысла Божия в жизни человеческой» «Воскресение Лазаря» Ерм.

"Пастырь" Иоанн Сан-Францисский «Записи голоса чистого» Святитель Иннокентий Херсонский

О ПОСЛЕДНЕЙ СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ

Смерть. Каждому человеку при вступлении в таинственную будущность предстоит с самого начала смерть,- явление самое ужасное и вместе необходимое. Разум, при всех своих сообра¬жениях, не хочет разгадать этого явления: он при взгляде на смерть, сколько ни старается показать себя бесстрашным, все однако ж страшится ее и имеет нужду в утешении.

Итак, по¬дойдем ближе к этому явлению; рассмотрим смерть в ее нача¬ле, образе и следствиях; разрешим, откуда смерть и для чего, что она и что за нею? Что называется смертью? Обыкновенно называют смертью то, когда прекращается жизнь тела и разрешается душа от тела, хотя образ человека и остается. Но это определение мало обнимает самую вещь: оно не выражает сущности смерти, а только изображает видимую ее сторону.

Для нас, для чувств наших смерть действительно есть то, чем она представлена здесь; но в самом деле в ней должно быть что-то большее.

Как Св. Писание определяет смерть? Оно называет ее переходом из сего мира в другой (Екк. 12, 7), отшествием (2 Тим. 4, 6): аз убо жрен уже бываю и время отшествия моего наста, разрешением: желание имый разрешитися, (Фил. 1, 23).

Заметим мимоходом слово разрешитися, в нем понятие весьма глубокое. Из него видно, что дух наш, живя в теле, находится в узах. И действительно, та внешняя оболочка, которая ближе всего прикасается к духу и чрез которую дух чувствует, видит и действует, имеет вид темничной решетки: нервы везде в человеке перепутаны и сплетены наподобие сетей узилищных.

Таким образом и внешняя сторона человека показывает, что дух его свя¬зан, заключен. Потому-то в некоторых нервных болезнях, когда некоторые кольца этой сети прорываются, душа человека обна¬руживает особенную свободу и являет необыкновенную силу, физическую и нравственную; напр, у некоторых больных таким образом открывается такая физическая сила, что они рвут железные путы, между тем как прежде у них было весьма мало силы.



Еще Писание называет смерть окончанием жительства и отложением тела, или лучше с подлинника: отложением скинии, - шатра ( 2 Петр. 1, 14). И многие Другие названия дает ей Писание; напр. Ап. Павел называет ее возвращением с чужой земли, ибо он говорит, что мы доколе в теле, дотоле удаляемся от Господа. (2 Кор. 5, 6). Есть также замечательное название смерти у Исайи в молитве царя Езекии (38, 12)

: здесь Езекия уподобляет смерть женщине, пришедшей отрезать вытканное полотно, - сравнение глубокое! Действительно, в человеке ду¬ша и тело подобны ткани. Как ткань сперва основывается, по¬том ткется, наконец отрезывается и входит в употребление: так и младенец - сперва только чувствует, потом сознает, далее развивает свою душу, наконец усекается и за гробом делается тем, чем он должен быть. Вот изображение смерти в Писании!

Явно, что во всех сих образах представлено только отношение смерти к будущей жизни и внешний вид ее, а мысли о том, в чем состоит смерть, что составляет существо ее, здесь нет: Писание оставило это в тайне.

Для чего оно не осветило этого вопроса? Конечно, для Бога это возможно было бы сделать, но это было бы вредно для людей.

Если бы Писание, прояснив нравственную сторону будущей жизни, прояснило и физическую, о которой оно молчит, то какой бы отсюда произошел вред?

Во-первых, смешались бы два мира, видимый и невидимый, а от этого упала бы вся житейская деятельность: все оставили бы свои звания и занятия, и характер настоящей жизни вовсе изменился бы. Во-вторых, деятельность нравственная была бы не так свободна: что тогда была бы за свобода в делании добра или избежании зла, когда бы каждый, так сказать, чувственными глазами видел ад?

Тогда бы всякий поневоле страшился ада и избегал зла. В-третьих, еще и тот мог бы быть вред отсюда, что у некоторых родились бы покушения скорее перейти в другой мир. Сей мир исполнен бедствий; но неизвестность за гробом заставляет переносить эти бедствия. Но если бы поднята была завеса, закрывающая другой мир, загробный, безбедственный, то многие бедняки бросились бы туда вдруг.


НИ-КА | «О последней судьбе человека в мире»


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке