Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



НИ-КА | «О религии откровенной»

БИБЛИОТЕКА ОТЦОВ:

Симеон Новый Богослов «Божественные гимны» «Слова. Часть 1» «Слова. Часть 2» Никита Стифат «Жизнь и подвижничество Симеона Нового Богослова» Григорий Синаит Творения Феофан Затворник «Что есть ДУХОВНАЯ жизнь и как на нее настроиться» «Путь ко спасению.

Краткий очерк аскетики» «Начертание христианского нравоучения. Часть 1» «Начертание христианского нравоучения. Часть 2» «Письма о духовной жизни» «Псалом сто восемнадцатый, истолкованный святителем Феофаном» «Толкование на послание ап. Павла к эфесянам» (начало) «Толкование на послание ап. Павла к эфесянам» (окончание) «Толкование на послание ап. Павла к филиппийцам» «Толкование на послание ап.

Павла к колоссянам» «Толкование на послание ап. Павла к Титу» «Созерцание и размышление» «Два слова о святом таинстве крещения» «Внутренняя жизнь» «Примеры записывания добрых мыслей» «Три слова о несении креста» «Душа и ангел – не тело, а дух» «Небесный Покров над нами» «Что потребно покаявшемуся...» Никодим Святогорец «О хранении чувств» «Невидимая брань» «Книга о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» Поучения авва Дорофей «Душеполезные поучения» Иоанн Лествичник «Лествица» Иоанн Кассиан Римлянин «Десять собеседований отцов, пребывающих в Скитской пустыне.» Марк Подвижник Слово пятое. Советы ума своей душе. Афанасий Великий «Житие преп.

Антония Великого» «Наставления деве» Максим Грек Нравоучительные сочинения Иоанн Кронштадтский «МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ или Минуты духовного трезвения и ...» Николай Сербский «Молитвы на озере» Тихон Задонский «Плоть и дух» Слова Увещания и наставления Иннокентий Херсонский«О последней судьбе человека в мире» «Беседы на св. четыредесятницу о смерти» «О религии откровенной» «О грехе и его последствиях» «О путях Промысла Божия в жизни человеческой» «Воскресение Лазаря» Ерм.

"Пастырь" Иоанн Сан-Францисский «Записи голоса чистого» Свт. Иннокентий Херсонский

О РЕЛИГИИ ОТКРОВЕННОЙ


    В учении об откровении вообще должно, во-первых, определить понятие откровения, так как слово сие весьма обширно и имеет много смыслов. Здесь нужно обратить внимание на внутреннее содержание откровения, на внешнюю его форму и цель.


    Во-вторых, поелику сверх истинного откровения появились и появляются ложные откровения, то нужно показать признаки истинного откровения.
    В-третьих, наконец, поелику оно совершено и дано людям в одно время, жду тем как должно сохраняться во все времена, то надобно показать способ его сохранения. Посему чтение об откровении разделится на три члена: Об откровении вообще. О признаках истинного откровения.

О способе сохранения откровенной религии.

        1. Об откровении вообще     Учение об откровении принадлежит разуму: он должен составить его. Ибо он должен судить об откровении, не довольствуясь одной исторической верой, а для этого ему нужен свой собственный образец. Но может ли он определить откровение?

Откровение есть нечто будущее; определять его, значит определять способ, по которому Бог будет поступать (являть -ред.) в откровении Себя человеку. Но должно ли упрекать поэтому разум в том, что вступает в права Божии и Богу как бы предначертывает образец деятельности? Имеет ли ум начала, на коих основываясь может поступить таким образом и освободить себя от упрека? Имеет.

Все его начала, все законы суть ни что иное, как откровение; он получил их от Бога. Всякое новое откровение будет только прививкой к сему прежнему. Посему ум, основываясь на настоящем естественном откровении, может судить и о будущем чудесном, если, руководствуясь сим масштабом, будет помнить, что настоящее откровение не обнимает вполне будущего, то суждение его будет правильно: он не потребует от откровения ничего несообразного и ничего невозможного.



    Мы сказали, что откровение имеет многие смыслы. Сколько их именно и какие?

    Самая естественная религия есть уже откровение. Наш ум есть отблеск Божественного сияния, и если что, то истины религии необходимо должны быть открыты ему Самим Богом. В сем смысле апостол Павел принимает откровение, когда, написав к Римлянам, говорит: еже возможно разумети о Бозе яве есть в них, Бог бо явил есть им (Рим. 1; 19).

В сем смысле откровением называется изначала вложенное в человека знание о Боге. Второй смысл есть следующий: известно, что религия естественная в человеке затемнена, но в умах некоторых людей она может проясняться, очищаться и усовершаться до того, что сии люди, в сравнении с другими, могут почитаться светилами. Если сии люди в состоянии передать свою религию другим, то религия, сообщаемая ими, есть также откровение.

Когда всеобщая религия есть дело Божие, то и сия особенная не может не быть от Бога. Таким образом, учение философов о религии есть особенный вид откровения Божия. Посему-то святые отцы и учители Церкви II и III веков, как то: Иустин, Пантен, Ориген и Тертуллиан, философию называли откровением, а Ориген прямо говорит, что в ней есть некоторая искра Бога Слова.

Но на сем смысле откровения еще нельзя остановиться. Это есть вид того же естественного откровения. Главное, чем мы должны удовлетворяться в сем случае, есть достаточность религии. Но религия, составленная сими питомцами Божия Промысла, не может быть таковой. Она и сама не достигнет своей цели, и людей не приведет к оной.

    С некоторой стороны она может быть достаточной.

Положим, что она исправит недостатки религии естественной, усовершит нравственность, очистит надежду от грубых примесей, но она не сообщит нам тайн, нужных для нашего спасения, не решит двух главных проблем: откуда зло в мире, и как освободиться от оного? На первый вопрос в натуре нет полного ответа, а на последний она ничего не может сказать - он сокрыт в Боге: нельзя представить таких естественных средств, через которые мог бы восстановиться порядок, нарушенный происхождением зла.


НИ-КА | «О религии откровенной»


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке