Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Преподобный Нил Сорский Преподобный Нил Сорский О спасении души       Оглавление Сочинения преподобного Отца нашего Нила Сорского *

Введение *

Отдел первый *

Отдел второй *

Первый помысл - чревообъядение *

Мера пищи *

Время пищи *

Различие пищи *

Различие тел *

Второй помысл - блуда *

Третий помысл - сребролюбия *

Четвертый помысл - гнева *

Пятый помысл - печали *

Шестой помысл - уныния *

Седьмой помысл - тщеславия *

Восьмой помысл - гордости *

Отдел третий *

Послесловие *

Духовное завещание преподобного Нила *

      Сочинения преподобного Отца нашего Нила Сорского Преподобный Нил Сорский оставил нам свои послания и Устав скитского жития. Послания прп. Нила имеют предметом своим внутреннюю подвижническую жизнь, о которой с подробностью он изложил свои мысли в Уставе скитского жития. Два послания прп.

Нил писал к постриженнику своему Кассиану, бывшему князю Мавнукскому, который пришел в Россию с греческой царевной Софией, служил несколько времени боярином у Ростовского архиепископа Иоасафа и в 1504 году скончался иноком в Угличской обители. В одном из своих посланий св. старец учит Кассиана, как бороться с помыслами, советуя молитву Иисусову, занятие рукоделием, изучение Св.

Писания, охранение себя от внешних соблазнов, и излагает некоторые общие наставления о послушании наставнику и прочим о Христе братиям; о смирении, терпении в скорбях, о молитве за врагов и подобное. Во втором послании, воспоминая кратко о бедствиях и скорбях своих, которые претерпел Кассиан от юности, о его знатных родителях, его пленении, переселении в чужую землю и желая его утешить, преподобный рассказывает ему из Св.

Писания, что скорби часто наводит Господь на любящих Его, что все святые – пророки, мученики – достигли спасения путем страданий; указывает, в частности, на Иова, Иеремию, Моисея, Исайю, Иоанна Крестителя и других и выводит заключение, что если святые столько терпели, то тем более должны терпеть на земле мы – грешные, что мы должны воспользоваться этими бедствиями и скорбями для очищения себя от грехов и для своего спасения.

В послании другому ученику своему и сподвижнику – Иннокентию, основавшему уже тогда особую обитель, прп. Нил кратко говорит о самом себе, о своей жизни вместе с ним в Белозерском монастыре, о своем поселении, по окончании путешествия на Восток, вне монастыря; об основании своего скита, о своих постоянных занятиях Св. Писанием, житиями св. Отец и их преданиями, а потом наставляет Иннокентия – исполнять заповеди Господни, подражать житию святых, хранить их предания и учить тому же свою братию. Еще два послания писаны прп. Нилом к неизвестным инокам.

В одном из них, весьма кратком, он заповедует иноку памятование смерти, скорбь о грехах, неисходное пребывание в келлии, смирение, молитву. В другом, довольно обширном, дает ответы на следующие четыре вопроса, предложенные каким то старцем: как противиться блудным помыслам; как побеждать помысл хульный; как отступить от мира; и как не заблудиться от истинного пути.

Ответы эти, особенно на два первые вопроса, почти буквально повторяются в Уставе скитского жития. Из содержания посланий св. Нила видно, что его долго занимали и многим потребны были те самые мысли, которые собраны и систематически изложены в его Уставе скитского жития.

Самое драгоценное, что нам осталось после прп. Нила и что, конечно, пройдет еще сквозь ряд столетий бесзмертным зерцалом жития иноческого, – это его созерцательные главизны, или скитский Устав, достойный первых времен пустынножительства Египта и Палестины, ибо он проникнут духом святых Антония и Макария.

“Устав скитского жития” или “Предание о жительстве скитском” есть главное и самое важное сочинение прп. Нила. В предисловии к Уставу св. старец касается внешнего поведения иноков – говорит кратко о их повиновении настоятелю, о трудах телесных, о пище и питии, о принятии странников; заповедует соблюдать бедность и нищету не только в кельях, но и в украшении храма так, чтобы в нем ничего не было ни из серебра, ни из золота; запрещает выходить из скита без воли настоятеля, впускать в скит женщин, держать в нем отроков. Но в самом Уставе св.

отец рассуждает уже исключительно об умном или мысленном делании, под именем которого разумеет внутреннее, духовное подвижничество. Сказав предварительно словами Св. Писания и св. Отцев о превосходстве этого внутреннего делания пред внешним, о недостаточности одного внешнего делания без внутреннего, о необходимости последнего не только для отшельников, но и для живущих в общежительных монастырях, преподобный Нил разделяет свой Устав на 11 глав: в главе 1-й говорит о различии мысленной брани; во 2-й – о борьбе с помыслами; в 3-й – о том, как укрепляться в подвиге против помыслов; в 4-й излагает сущность монашеского подвига; в 5-й говорит о восьми греховных помыслах; в 6-й – о борьбе с каждым из них; в 7-й – о значении памятования смерти и суда; в 8-й – о слезах; в 9-й – о хранении сокрушения сердечного; в 10-й – о смерти для мира; в 11-й – о том, чтобы все делаемо было в свое время.

Все сии главы удобно разделить на три отдела.

1. В первых четырех главах св. старец говорит вообще о сущности внутреннего подвижничества, или о нашей внутренней борьбе с помыслами и страстями, и о том, как вести нам эту борьбу, чем подкреплять себя в ней, как достигать победы. 2. В пятой главе, самой важной и обширной, показывает, в частности, как вести нам внутреннюю брань против каждого из восьми греховных помыслов и страстей, от которых рождаются все прочие, а именно: против чревообъядения, блуда, сребролюбия, против страсти гнева, духа печали, духа уныния, против страсти тщеславия, помыслов гордостных. 3.


Преподобный Нил Сорский


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке