Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Преподобный Ефрем Сирин
О терпении

Кто желает благоугодить Богу и стать наследником Божиим по вере, чтобы ему наречься и сыном Божиим, рожденным от Духа Святаго, тот прежде всего, взявшись за великодушие и терпение, должен мужественно переносить встречающиеся ему скорби, бедствия и нужды, - будут ли то телесные болезни и страдания, или поношения и обиды от людей, или различные невидимые скорби, какие наводят на душу лукавые духи с намерением привести ее в расслабление, нерадение и нетерпеливость, а тем воспрепятствовать ей войти в жизнь; наводят же по Божию домостроительству, попускающему каждой душе быть искушенною различными скорбями, чтобы явными стали любящие Бога от всей души, как скоро они мужественно переносят все, что наводит лукавый и не теряют упования на Бога, но всегда по благодати с верою и великим терпением ожидают избавления; почему приходят в состояние выдержать всякое искушение, и таким образом, улучив обетование, делаются достойными царствия.

Посему душа, последуя слову Господню, должна по написанному, ежедневно брать на себя крест свой (Мф.10:38), т.е. быть готовою потерпеть для Христа всякую скорбь и всякое искушение, явное ли то или тайное, и в Господе всегда утверждаться упованием, потому что в Его власти, чтоб душа, по Его попущению, подвергалась скорби, и Им же была избавляема от всякого искушения и скорби.

А если душа не мужается и не переносит с твердостью всякого искушения и всякой скорби, но огорчается, унывает, негодует, тревожится и нерадит о подвиге, или даже отчаивается, как уже не имеющая надежды на избавление (ввергнуть же душу в уныние и нерадение есть ухищрение того же лукавого): то такая душа, не сохранив в себе упования, которое с несомненною верою ожидает милости Божией, конечно, не делается достойною жизни, потому что не последовала всем святым и не ходила по стопам Господним.

Смотри и наблюдай, как издревле отцы, патриархи, Пророки, Апостолы и мученики, прошедши сей путь скорбей и искушения, возмогли угодить тем Богу; мужественно претерпев всякое искушение и всякую скорбь, в затруднительных положениях радовались, в уповании на ожидаемое мздовоздаяние, как говорит Писание: что, аще приступаеши рабоати Господеви, уготови душу твою во искушение; управи сердце твое, и потерпи (Сир.2:1.2).

И Апостол также говорит: еще же без наказания есте, ему же причастницы быша вси: убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр.12:8); и еще в другом месте: все встречающееся с тобою принимай за благо, зная, что ничего не бывает без Бога. И Господь говорит: блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа, на небесех.

И еще: блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное (Мф.5:10-12). Разумеются же изгнанные или явно от людей, или тайно от лукавых духов; потому что они противоборствуют душе, любящей Бога, ввергают ее в различные скорби, чтоб воспрепятствовать ей внити в живот. Подвергаемся изгнанию вместе и для того, чтоб претерпением всякой скорби, сохранением упования до конца и засвидетельствованием, что души чают избавления, искушены они были, действительно ли любят Бога.

Напротив того, душа унывающая, нерадивая и ослабевающая в надежде окажется не действительно любящею Бога. Различные же скорби и искушения показывают, которые души достойны и которые недостойны, которые имеют веру, надежду и терпение и которые не имеют; так что, если души окажутся во всем благоискусными, верными и достойными, претерпевшими до конца и сохранившими упование веры, то, сподобившись избавления по благодати, по всей справедливости, сделаются они наследницами царствия.

Посему всякая душа, желающая благоугодить Богу, прежде всего да сохраняет мужественное терпение и упование; в таком случае возможет она противостать всякому восстанию лукавого и скорби. Ибо Бог не попускает душе, уповающей на Него и терпеливой, быть искушаемою в такой мере, чтоб дойти ей до отчаяния и впасть в такие искушения и скорби, которых не может она перенести, как говорит Апостол: верен Бог, иже не оставит нас искуситися, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи нам понести (1Кор.10:13)

; потому что лукавый не в такой мере искушает душу и подавляет скорбью, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом. Только душа, перенося мужественно, да держится упования по вере, ожидая от Бога помощи и заступления; и невозможно, чтоб она была оставлена. Напротив того, чем более подвизается душа, прибегая к Богу с верою и надеждою, и несомненно ожидая от Него помощи и избавления, тем скорее избавляет ее Господь от всякой одержащей ее скорби.

Ибо Он знает, сколько душа должна подвергаться испытанию и искушению, - столько и попускает: только бы она пребывала терпеливою до конца и не постыдилась, как сказано: скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим.5:3-5). И еще: якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах и т.д. (2Кор.6:4).

И Господь говорит: претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф.10:22); и еще: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19). И в другом месте говорит: кто верова Господеви, и постыдеся? или кто пребысть в слове Его, и оставися? или кто призва Его, и презре и (Сир.2:10)?

Люди, не много имеющие смысла и ума, умеют испытать и различить, какую тяжесть и поклажу может нести каждое животное, напр., лошак или верблюд, и такое бремя кладут по силам животного. Если горшечник, сделав сосуды, не положит их в печь, чтобы обоженные отвердели, то не бывают они годными к употреблению людям; но знает он, сколько времени надобно держать их в огне, пока не сделаются годными, и не оставляет их в печи сверх надлежащего времени, чтоб не остались недоделанными и негодными к употреблению.

Итак, если люди в рассуждении тленного и видимого имеют столько разборчивости и знания, то кольми паче Бог, непостижимый в ведении и разумении, и совершенная Премудрость, знает, сколько имеют нужды в испытаниях и искушениях души, желающие благоугодить Ему и вожделевающие улучить вечную жизнь, чтоб, таким образом, мужественно, с готовностью и с упованием, претерпев всякую скорбь до конца, потом уже сделаться им благоискусными и способными к получению небесного царства?


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке