Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святитель Григорий Нисский   Об устроении человека   Оглавление Вступление. 1 Глава 1. В которой заключается некое частное естествословие мира и более привлекательное изображение предшествовавшего бытию человека. 1 Глава 2. Почему человек последний в творении. 3 Глава 3. О том, что человеческое естество досточестнее всякой видимой твари. 3 Глава 4.

О том, что устроение человека во всем дает видеть начальственную его власть. 3 Глава 5. О том, что человек есть подобие Божией царственной власти. 4 Глава 6. Исследование о родстве ума с Божественным естеством, где мимоходом обличается учение аномеев  4 Глава 7. Почему человек лишен природой оружий и покровов. 5 Глава 8.

Почему у человека прямой стан, и о том, что руки даны для слова, а вместе и учение любомудрия о различии душ.. 6 Глава 9. О том, что орудное устройство человека приспособлено к потребности слова. 7 Глава 10. О том, что ум действует посредством чувств. 8 Глава 11. О том, что естество человеческое неуразумеваемо. 8 Глава 12.

Исследование о том, в каком месте должно полагать владычественное души, и учение естествословия о слезах и смехе, также естественное некое рассуждение об общении вещества, естества и ума. 9 Глава 13. Исследование о сне, зевоте и сновидениях. 11 Глава 14. О том, что ум не в какой-либо части тела, и о различии телесных и душевных движений. 14 Глава 15.

О том, что душой в собственном смысле и является, и называется душа разумная, другие же именуются так по подобоименности, и о том, что сила ума простирается на все тело, касаясь его сообразно с каждым членом.. 14 Глава 16. Взгляд на Божественное изречение, в котором сказано: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), причем подвергается исследованию, что означается словом образ: уподобляется ли блаженному и бесстрастному страстное и привременное и как в образе мужской и женский пол, когда нет их в Первообразе. 15 Глава 17.

Что надлежит отвечать недоумевающим о том, что если чадородие после греха, то как рождались бы души, если бы первобытные люди пребывали несогрешившими. 17 Глава 18. О том, что страсти бессловесных имеют в нас причиной сродство с бессловесным естеством   18 Глава 19. Ответ утверждающим, что наслаждение уповаемыми благами должно состоять опять в пище и питии, по написанному, что вначале в раю этим жил человек. 19 Глава 20.

Какова жизнь в раю и что такое запрещенное древо. 20 Глава 21. О том, что воскресения подобает ожидать не столько вследствие проповеди Писания, сколько по самой необходимости вещей. 21 Глава 22. Ответ возражающим: если воскресение есть нечто прекрасное и доброе, то почему его доныне не было, но подобает надеяться после нескольких оборотов времени. 21 Глава 23.

О том, что, кто признает начало устроения мира, тот необходимо согласится и о конце. 23 Глава 24. Возражение утверждающим, что вещество совечно Богу. 24 Глава 25. Как можно иного из внешних привести к тому, чтобы, по учению Писания, поверил воскресению   24 Глава 26. О том, что воскресение не есть что-либо невероятное. 27 Глава 27.

О том, что и по разложении человеческого тела на составные части Вселенной можно каждому из общего снова найти в целости свое собственное. 27 Глава 28. Против утверждающих, что души существовали прежде тел или, наоборот, что тела созданы прежде душ, и вместе некое опровержение баснословного учения о переселении душ.. 28 Глава 29. Доказательство, что одна и та же причина существования души и тела. 29 Глава 30.

Краткое, врачебное больше, обозрение устроения нашего тела. 31     Брату, рабу Божию Петру, Григорий, епископ Нисский   Вступление   Если бы отличающихся добродетелью должно было вознаграждать Ценным имуществом, то целый мир, как говорит Соломон, оказался бы малым для того, чтобы стать равноценным твоей добродетели, потому что благодарность, подобающая твоей честности, выше цены богатства.

Но Святая Пасха требует обычного дара любви, который приносим высокой душе твоей, человек Божий, хотя он и меньше дара, какой следовало бы принести тебе по достоинству, но не скуднее дара, какой только в наших силах. Дар этот есть слово, подобное некоей убогой ризе, сотканной не без труда нашим умом. Хотя содержание слова многим, может быть, покажется смелым, однако же не сочтут его неприличным.

Ибо Божие творение достойно уразумел один Василий, поистине созданный по Богу и душу свою по образу Сотворившего образовавший, общий наш отец и учитель, обозрением своим сделавший высокое устройство Вселенной для многих удобопонятным и с этим миром, который сотворен Богом по истинной премудрости, ознакомивший приведенных к созерцанию его мудростью.

Но мы, будучи не в силах и удивляться ему по достоинству, вместе с тем задумали присовокупить то, чего не доставало в обозрении великого, не для того, чтобы своим подлогом опорочить его труд (ибо непозволительно оскорблять эти великие уста, приписывая им наши слова), но чтобы не подать мысли, будто слава учителя оскудела в его учениках. Так как в шестодневе недостает рассуждения о человеке, то, если бы никто из учеников его не приложил старания восполнить этот недостаток, это справедливо послужило бы поводом к упреку вопреки великой его славе, будто не хотел он образовать в слушателях какой-либо разумной способности.

Теперь же, когда осмелились мы по мере сил изложить недостающее, если в труде нашем найдется нечто как бы не недостойное его учения, то, без сомнения, это будет отнесено к учителю. Если же слово наше не достигнет высоты его взгляда, то обвинение не падет на него и он избежит упрека, будто бы не хотел ученикам сообщить что-либо дельное, а мы справедливо окажемся повинными пред ищущими предлогов к упреку, как в тесноте сердца своего не вместившие мудрости наставника.


Святитель Григорий Нисский   Об устроении человека   Оглавление Вступление. 1 Глава 1. В которой заключается некое частное естествословие мира и более привлекательное изображение предшествовавшего бытию человека. 1 Глава 2. Почему человек последний в творении. 3 Глава 3. О том, что человеческое естество досточестнее всякой видимой твари. 3 Глава 4.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке