Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru Священник Даниил Сысоев ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской Москва 2007   Православная библиотека Золотой Корабль, 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ О Боге и Священном Писании О заповедях Божиих О тайне Боговоплощения О Крещении и Таинствах церковных О добре и зле. О борьбе с грехом.

И еще раз о заповедях Таинство Крещения в современной практике Апостольская практика совершения Таинства и его искажение Подготовка взрослых к Крещению: теория и практика   О БОГЕ И СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ — Мир вам. Сегодняшняя беседа наша будет о Боге. Кто Он такой, какова Его природа? Часто люди, говоря о Всевышнем, пребывают в страшном невежестве.

Когда человек утверждает, что верит в Бога, надо всегда уточнять: в какого именно, потому что часто для собеседника богом является или космос, или совесть, или энергия, или еще что-нибудь. Один человек даже сказал, что Бог — выдумка людей, желающих иметь смысл в жизни. И это — пришедший креститься! Мы будем крестить вас во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и поэтому всякий, кто верит иначе, не может быть крещен.

Однажды крестящийся заявил, что в Троицу он не верит, но «что-то там есть». Я сказал ему, что крестить «во что-то» не буду. Хочу узнать, как вы верите в Бога. Кто Такой Бог? — Высшая Сила. — Выше чего эта Сила? Выше потолка? Или «высшая» в смысле — выше по бытию? А если это просто Сила, то как Она может быть выше нас, сознающих себя и иногда собой владеющих? Нет!

Это определение хотя и правильное, но далеко не достаточное. — Творец. — Правильно, а какие еще можно дать определения? — Вседержитель, Всемогущий, Вездесущий... — Верно. Давайте разберемся с этим. Я предпочитаю сначала именовать Бога Творцом. Почему? Это — самое точное определение, с которого обычно мученики начинали проповедь.

Когда христианина арестовывали и приводили на допрос к судье, его спрашивали: почему ты не кланяешься нашим богам — идолам, истуканам, золотым, серебряным, каменным? Он отвечал: зачем кланяться творениям рук человеческих? Я поклоняюсь Богу-Творцу, создавшему все живое. И пророк говорит: «...боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер.10,11).

Кто признает Творца, внутренне свободен от тварного. Из веры в Творца можно вывести все остальные Его свойства. Мы видим, что мир — один. Он существует по единым законам, а значит, и Его Автор — Бог — один. Нет многих богов. Иначе они пребывали бы в состоянии постоянного противостояния, разрушая мир. Но тут необходимо ввести уточнение, без которого дальше мы можем запутаться. Что значит Творец? Чем творение отличается от рождения? Есть ли разница между этими понятиями? — Нет. — Нет?

То есть, сделать табуретку и родить ребенка — одно и то же? Табуретка и ребенок ничем принципиально не отличаются? — Отличаются. — Чем? Принципиально отличаются? Да, и ребенок, и его родители — люди. Ведь мы не рассчитываем забрать из роддома мышку-норушку или неведому зверушку. А табурет, магнитофон, картина — предметы неодушевленные. Их сущность различна.

Используя эту аналогию, посмотрим, что предполагает понятие творения? Творение имеет другую сущность, чем Творец, подобно тому, как табурет отличается от столяра. А раз Творец отличается от творения, то мы, очевидно, не можем найти Самого Творца внутри творения. На фотографии нет самого ее фотографа, если это не автопортрет, но мысли и чувства, которые он хотел выразить, там есть. Это очень важно.

Бог — не золото, не серебро, не воздух, не земля, не космос, не звезды, не космическая энергия, не космический разум. Почему? Потому что космос сотворен, а Творец — вне творения, значит, Бог не является космическим разумом. Он не может быть звездой, поэтому звезды не управляют человеком. Астрология — поклонение светилу вместо Бога, идолопоклонство, верить в нее нельзя. Бог не является и человеком.

Он — не высшая часть человека, не душа его. Поэтому утверждение «Бог у меня в душе», предполагающее, что Бог — часть души, ошибочно. Понятно, почему? Бог — Творец души, но не душа. Бог — Творец человека, но не человек. А для всех ли людей Бог — Отец? —Для всех. — Не совсем так. Давайте разберемся. Мы договорились, что родить можно только того, кто имеет ту же сущность, что и родивший.

Бог — Отец Христа и через Него усыновляет нас. Это усыновление дается Крещением. — Так мы не дети Божии? — Да, для некрещеных Бог не Отец. Некрещеный не может читать молитву «Отче наш», потому что не имеет Бога Отцом. Для него Бог лишь Творец, Которому он, конечно, небезразличен, Который любит его и заботится о нем. Поэтому когда люди приходят готовиться ко крещению, мы им говорим: обязательно молитесь, без молитвы к Богу не придешь.

Но молиться лучше словами псалмов, обращаясь к Богу Творцу. Бог — вне Вселенной, раз Он не творение, а ее Творец. Значит, Он за пределами пространства и времени, логично? Вселенная существует в пространстве и времени. А раз Бог вне пространства, то Он и вне материи, значит, Он — не материален, поэтому мы Его называем Духом, то есть Существом, не обладающим материальным телом.

Не надо думать, что у Бога есть руки, ноги, голова и т.д. Церковь еще в четвертом веке осудила ту ересь, которая утверждала, что Бог имеет тело, как у человека. Не надо думать, что Бог — старец, сидящий на облаке. Конечно же, Он не обладает ни вкусом, ни цветом, ни запахом, ни формой, потому что это — материальные характеристики. Он не может быть изображен.


Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке