Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Преподобный Ефрем Сирин
Ответ брату о священнике Илии

Вопрос. Писание говорит о священнике Илии, что злословиста Бога сынове его, и не наказа их (1Цар.3:13); хотя слышим также, что отец делал им замечания и вразумления (2Цар.23-25).

Ответ. Будь внимателен к себе, чтобы ум твой, став очень любопытным, не уклонился с правого пути, блуждая, где не должно: потому что все есть дело веры. А если нет веры, то колеблющийся не найдет, чего доискивался. Ибо сказано: аще не уверите, ниже имате разумети (Ис.7:10). Об Илии говорится, правда, что не одобрял он детей своих, делавших худое. Но впрочем легко мог он и оставить зло, как показывает последующее слово.

По крайней мере, что принял ты за вразумление, то не вразумление, а нерадение о любви к Богу; почему поведение Илия доходит до крайнего предела снисходительности. Но и в этом особое было смотрение, чтоб сам Илий собственными своими устами засвидетельствовал о беззаконии сыновей, как написано: Илий же состареся зело: и услыша, яже творяху сынове его сыном Израилевым.

И рече им: почто творите по глаголу, егоже аз слышу из уст людей Господних? ни, чада, не творите тако, яко не благ слух, егоже аз слышу о вас еже творити люди, не служити Господеви. Аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу: аще же Господеви согрешит человек, кто помолится о нем (1Цар.2:22-25)? Итак, по засвидетельствованию самого отца, должно заключать о чрезмерном нечестии сыновей его.

Не один человек, но все от малого до великого вопияли на них, как свидетельствует сам Илий: почто творите по глаголам сим, яже аз слышу глаголемы о вас из уст людей Господних? Всех обижали и соблазняли они, оскверняя священные жертвы; не только отвратили людей от приношения жертв, но даже, наконец, приводимые в ужас непозволительными делами, до каких доходили сыновья Илиевы, замышляли об отступлении и от веры.

Послушай, что говорит Илий: не благ слух, егоже слышу о вас, еже творити люди, не служити Господеви. А если сказал: не творите тако; то, может быть, боясь народного раздражения, употребил сие выражение для смягчения вопиявших на детей его. Но если бы имел он попечение о богопочитании, то никак не потерпел бы, чтоб дети столько вредили оному, то есть, нарушали богослужение; но постарался бы тотчас искоренить беззаконие в собственном своем доме; потому что стражами закона были и сии священники, вознамерившиеся нарушать закон.

И он или вразумил бы их законно, в случае послушания, или, в случае непокорности, отрешил, по преданию закона; потому что был и священником и судиею, и слову его внимал весь народ. Тогда совершенно избежал бы он Божия гнева; но, снизошедши к худым поступкам детей, справедливо и сам на себе испытал постигший гнев. Посему не Бог виновен: яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем (Пс.91:16).

А что законное вразумление состоит в наказании, сие видно из следующего слова. У праведного Иова сказано: блажен человек, его же обличи Бог, наказания же Вседержителева не отвращайся. Той бо болети творит, и паки возставляет (Иов.5:17.18). Так и Апостол советует отцам воспитывать чад в наказании и учении Господни (Еф.6:4). Итак божественное Писание справедливо говорит об Илии, что злословиста Бога сынов его, и не наказа их; ибо Илий не имел той ревности по Боге, какую приобрели святые, но угодливость детям предпочел чаянию лучшего.

Всякий здравомыслящий знает, кокою сострадательностью облечен был породивший нас благовествованием; имел он в себе утробы щедрот, благость, долготерпение (Кол.3:12); но как скоро слышал, что кто-нибудь из живущих в другой стране согрешил, не терпел сего и не молчал, но тотчас поручал предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господи нашего Иисуса Христа (1Кор.5:5).

А блаженный Апостол Петр, не одобряя пренебрежения к божественному, признал недостойными и жизни отважившихся искусить Духа Святаго. Сыны же Израилевы, когда стали отступниками от Бога, сынов и дщерей своих закалали в угождение бесам. А Илий, будучи иереем, когда мог действовать, не обращал внимания на такое беззаконие. К уцеломудрению их не употребил ни наставления, ни телесного наказания, ни жестокого слова за осквернение священных жертв, когда в угождение бесам, собственными своими руками убивали они детей своих пред всяким сеннолиственным деревом.

Кто признает Илия не ответственным в зле, после того, как он знал приговор, произнесенный на него все устроившим Богом?

Но милосердый Господь, желая покаянием спасти его от угрожающего гнева, чрез незлобивого отрока открывал ему открытое уже прежде, чтобы не возникло какое недоумение и не привело к дерзкой мысли, будто бы предречение сделано было по человеческому усмотрению, или по зависти и по недоброжелательству к нему некоторых, Бог восставляет защитника и свидетеля предсказанному, как говорит Божественное Писание: и отрочищ Самуил бе служа Господеви, пред Илием иереем: и глагол Господень бе в нем; в тыя дни не бе видение посылаемо.

И бысть в день он, и Илий спаше на месте своем, и очи его начаста тяжце быти и не можаше зрети. И. прежде неже угасе светильник Божий, и Самуил спаше в церкви Господни, идеже кивот Божий: И ста Самуил... И воззва Господь: Самуиле, Самуиле. И рече: се аз. И тече ко Илию и рече: се аз, что звал мя еси? К рече: не звах тя, возвратися, и спи чадо. И возвратися, и спа.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке