Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Поэтика Православия : Песни о рае. Ефрем Сирин, преп. «...цель слова не в том, чтобы разъяснить…, но чтобы ... воспеть, ибо только так можно выразить невыразимое словом….» Потому, «если и весьма малое количество поэтов может заслужить имя богословов, то все истинные богословы суть поэты…»   Дионисий Ареопагит [ Главная стр.

] [ Назад] [ Дать отзыв]

Песни о раеАвтор: Ефрем Сирин, преп. ВОСЬМАЯ ПЕСНЬ О РАЕ или о состоянии душ, разлученных с телом
1

Се, подъемлется к ушам моим
глагол, изумляющий меня;
пусть в Писании его прочтут,
в слове о Разбойнике на кресте,
что весьма часто утешало меня
среди множества падений моих:
ибо Тот, Кто Разбойнику милость явил,
уповаю, возведет и меня
к Вертограду, чье имя одно
исполняет веселием меня —
дух мой, расторгая узы свои,
устремляется к видению его.


Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!

2

Вижу уготованный Чертог
и Скинию осиянную зрю,
внемлю, как взывает оный глас:
«Блажен Разбойник, блажен,
прияв прощения благодать,
получив Рая ключи!»
Уж верую, что Разбойник в месте том,
но тотчас смущает меня мысль,
что едва ли возможет душа
восчувствовать вхождение свое в Рай
в разлуке с сопутником своим,
орудием своим и кифарой своей.


Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!

3

В месте радования сем
приступает ко мне печаль,
ибо нет пользы уму
испытывать таинства мерой своей;
и все же вопрос является мне
при мысли о Разбойнике том:
если по себе способна душа
силою своей внимать и зреть
без помощи тела своего,—
зачем она в нем заключена?


Если может она жить без него,
как через него познает она смерть?
Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!

4

Что без помощи тела душа
соделывается неспособна зреть,
показует тело само,
когда поражено оно слепотой;
через него слепнет и душа,
осязанием ищет во тьме путь.
Вот как и тело, и душа
обличают друг друга и зовут:
как тело, чтобы живу быть ему,
нуждается в действовании души.


так и душа, чтобы зреть и внимать,
имеет нужду в теле своем.
Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!

5

И если соделалось тело глухим,
с ним и душа теряет слух;
даже безумием недужит она,
если жар ввергает тело в бред;
и хотя возможно душе
пребывать по себе и одной,
все же без сопутника ее
бытие неполно ее.


Ныне же подобна она
зародышу во чреве родном,
являющему некую жизнь,
но безсильному мыслить и говорить
Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!

6

Если же душу и в теле ее
мы по правде с зародышем сравним,
и ни она, ни сопутник ее
для познанья не много имеет сил,
насколько же еще слабее она,
когда отлучается от него!


Ибо невозможно ей обрести
через отделенную самость свою
тех орудий пяти чувств,
которые прежде служили ей;
через чувства сопутника своего
и сама явлена бывала она.
Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!

7

Но ведь благодатный оный сад
ни с каким ущербом не совместим,
ибо он есть место полноты,
совершенной целости во всем;
так возможет ли в него войти
с сопутником разлученная душа,
если велика нужда ее
в орудиях, потребных ей,
чтобы чувствовать и познавать?


Воистину, в воскресения день
тело и все чувства его,
составя полноту, войдут в Эдем.
Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!

8

Древле Создателя рука,
вылеплявшая тело из земли,
устрояла его затем,
чтобы воспело оно Творца своего;
но пребывала кифара немой,
и безмолвствовали гласы ее,
покуда, творенью полагая конец,
не вдунул Создатель в уста ее
душу, способную воспеть песнь,
и струны звука не обрели:
так телом овладела душа
и премудрость чрез тело нашла язык.


Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!

9

Когда же целокупный Адам
был в составе своем завершен,
Господь его взял его
и в Раю поставил его;
туда не вошла одна душа,
сама по себе и для себя,
но тело в единении с душой,
и в совершенстве полноты своей
вступили они в место полноты,
как вместе и вышли, скверну прияв;
из чего да усмотрим, что вместе они
и в воскресения день обретут возврат.


Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!

10

Древле Адам нерадивый был
и ненадежный Вертограда страж,—
и сколь коварен был тать,
что пришел сотворить татьбу свою!
Он плоды понудил ниспасть
в месте, где пролегали пути,
и похитил из Эдема того,
кто над Эдемом поставлен был.
Но Господь похищенного взыскал его,
сошел во Ад, и обрел его,
и падшего воздвигнул мышцей Своей,
дабы возстановить его в Раю.


Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!

11

Сущие в затворе своем,
во блаженных укромах своих,
души верных и праведных ждут
в сокрытом месте своем,
чтобы исполнилось время встречи их
с возлюбленными телами их.
Когда же явятся отворены
Вертограда райского врата,
и тела, и души возопиют,
купно осанну возгласив:
«Благословен, Кто Адама от Ада
возвел и ввел в Эдем с сынами его!

»
Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!
------------------------
пер. С.Аверинцева




ОДИННАДЦАТАЯ ПЕСНЬ О РАЕ, или о благоуханиях духовных
1

Воздух, повевающий в Раю,
есть великих услад родник,
от которого сосал Адам
во дни юности своея;
сей воздух, как матери сосцы,
вскармливал младенчество его,
и был он прекрасен и млад
и лучами веселия осиян;
презрев же заповедь, соделался дряхл
и скорбен от старости своей,
под бедственным бременем согбен
преклонного возраста своего.


Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!

2

Ни ознобом веющий хлад,
ни люто попаляющий жар
не ведомы месту сему,
столь благословенно оно!
И оно есть собрание отрад,
и мирное пристанище утех,
и сладостный света укром,
и всяческой радости приют;
о, созвучия арф,
о, согласные звоны кифар,
о, хоры, что осанну гласят,
о, Церковь, что воспевает хвалу!


Поэтика Православия : Песни о рае. Ефрем Сирин, преп.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке