Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие
Преподобный Нил Синайский
Письма клирикам

Агафону, епископу

Люди, не зная, может быть, будущего, отчаиваются в спасении тех, которые живут до безмерности порочно. Бог же не оставляет надежды, пока не умрут они, но, взирая на последующее, тем более их увещевает и призывает.

Анастасию, епископу

Светило великой Византийской Церкви или, лучше сказать, целого мира, дивный иерей Иоанн, как прозорливый, многократно видел, что дом Господень во всякий почти час, особливо же во время Божественной и бескровной жертвы, не бывает оставляем Ангелами или лишаем их попечения. Почему, исполненный удивления и радости, наедине рассказывал о сем близким из духовных друзей своих.

Как скоро иерей, говорил он, начинает совершать святую проскомидию, внезапно блаженные силы, во множестве сошедши с неба, облаченные в пресветлые некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, с преклоненным долу лицом, в благоговении, великом безмолвии и молча окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного Таинства. Потом, разошедшись по всему досточтимому храму, каждый из них здесь и там содействует, помогает и подает силы находящимся в храме епископам, пресвитерам и диаконам — всем, раздающим Тело и честную Кровь.

Пишу же сие, чтобы, познав, сколько страшного в Божественной литургии, и сами, утратив сей Божественный страх, не предавались нерадению, и кому-либо другому не дозволяли во время проскомидии беседовать и шептаться, или смело подавать другим знаки, или стоять, качаясь со стороны на сторону, туда и сюда озираясь, или беспечно и запросто ходить с места на место.

Ибо Господь говорит Моисею, а чрез него и всем иереям: благоговейны, а не небрежны сотворите сыны Израилевы (Лев. 15, 31).

Вевиану, епископу

Злостраданиями пресекать и приводить в бездействие возбешение плоти и воспламеняющееся в теле сластолюбие божественный апостол называет телесное упражнение. Благочестие же, говорит он, на все полезно (1 Тим. 4, 8); и оно действительно таково, потому что при содействии Божием может совершенно уничтожить страстные воспоминания и приобрести наконец постоянную чистоту ума.

Евфимию, епископу

Сатана во всякое время старается затруднить душу в стремлении к лучшему, а наиболее во время молитвы употребляет многие способы и внушает тысячи помыслов, отвращая ум от предположенного и приводя его в кружение и парение, чтобы человек с пустыми недрами отступил от Всесовершенного. Ибо в точности знает лукавый, что великие дела возможно совершить тому, кто без развлечения молится Богу, и потому каким бы то ни было, разумным или неразумным, способом усиливается привести ум в кружение.

Но мы, зная это, будем противоборствовать нашему врагу и, когда станем на молитву или преклоним колена, не дозволим войти в сердце наше ни одному помыслу, белому, черному, десному и шуиему, основанному и не основанному на Писании, кроме одного молитвенного возношения к Богу и с небес нисходящего озарения и просветления в нашем владычественном [уме].

Поэтому, отринув всякий повод к развлечению, и леность, и уныние, и всякий благовидный предлог, трезвенно и с горячностью посвятим себя великому делу молитвы, которое есть корень бессмертия.


Святоотеческое наследие


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке