Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Седмица - Седмица.RU//Библиотека Послание Иосифа Волоцкого его брату Вассиану

Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955
Список источников

«Послание Иосифа брату», «обличительное» произведение, написанное еще до разгрома еретического движения, до сих пор было издано только в составе «Послания Нифонту», как. часть этого «Послания» (Чтения ОИДР, 1847, I, отд. IV, стр. 9—10). Однако уже И. Хрущов обратил внимание на то, что содержащееся в этом памятнике указание на родство автора с адресатом и на молодость адресата по сравнению с автором никак не может относиться к епископу Нифонту, а имеет в виду, очевидно, младшего брата Иосифа — Вассиана.

[1] Предположение Хрущова, что нижеприводимый текст представляет собой отдельное самостоятельное послание (принятое и А. С. Павловым),[2] получает подтверждение и в рукописной традиции, хотя и не особенно ранней. «Послание брату Вассиану» дошло до нас в тех же списках, что и «Послание Нифонту» в пространной редакции (кроме особого извода),— см. их перечисление в археографическом введении к «Посланию Нифонту», списки №№ 1—20.

Но, обратившись к одному из этих списков (№ 20, — ГПБ, Дух. ак., А. II. 39), мы обнаруживаем, что в нем «Послание брату» («Аз же о любимый и сладчайший мой брате... в корабли церьковнем молитвам святыя богородици и всех святых. Аминь») читается отдельно от «Послания Нифонту», — их разделяет текст «От слова Филогона о преподобием Иосифе Волоцтем» (лл. 12 об.—-18)

и выдержка из Степенной книги «О соборе на Москве на новгородския еретики» (лл. 18—20 об.). Это свидетельствует, во всяком случае, о том, что в конце XVII в. (время составления рукописи А. II. 39) приводимое «Послание» рассматривалось, как самостоятельный памятник по отношению к «Посланию Нифонту».

«Послание брату» в нескольких местах совпадает со «Сказанием о новоявившейся ереси». Совпадает (с небольшими вариациями) абзац «И сего ради мнози уклонишася...

излияша мръскими своими языки на единочадаго сына божия и пречистую его матерь» (см. ниже, стр. 434, 471 и 481). Совпадает этитет «вепрь, пришедший от луга и озобавший виноград» (в «Сказании» по адресу протопопа Алексея — стр. 472 и 481; в «Послании» — по неизвестному адресу), «осквернивший святительский великий престол» (в «Сказании» по адресу Зосимы, стр.

473, в «Послании» — по неизвестному адресу); в одинаковых выражениях характеризуется еретическое движение, как «буря» (см. ниже, стр. 434, 474 и 483) и как явление, которого не было «... отнели же солнце благочестив начя сиати в Российской земли» (см. ниже, стр. 435, 474 и 483). При этом в «Послании брату», как и в «Послании Нифонту», о влиянии еретиков говорится в настоящем времени, а в «Сказании» — в прошедшем, что с несомненностью доказывает вторичный характер «Сказания» по отношению к обоим посланиям.

[3]

«Послание брату», несомненно, было написано еще тогда, когда еретики представляли собой реальную силу, и Иосифу приходилось уговаривать брата «подвигнуться» на них. Но о каких еретиках идет речь — о новгородских ли, разгромленных в 1490 г., или о московских? Часть характеристики «сатанина и дивия вепря», на борьбу с которым призывает Иосиф, совпадает с характеристикой новгородского еретика протопопа Алексея в «Сказании» («вепрь, пришедший от луга», и т. д.)

, но большинство эпитетов говорит скорее о более влиятельном лице, возглавляющем всю церковь: он занимает «святительский великий престол», его должен сменить «истинный кръмчий в корабли церьковнем». С наибольшим вероятием эти эпитеты можно отнести к митрополиту Зосиме. Если это так, то «Послание брату Вассиану» следует относить к моменту, предшествующему отставке Зосимы (к 1493—1494 гг.)

, и непосредственно связывать с «Посланием Нифонту», написанным, на наш взгляд, в то же время и с той же целью.

«Послание брату Вассиану» издается нами по списку БИЛ, Рогожск. № 530 (Р); разночтения и исправления по спискам ГПБ, F. 1.229 (Т) и ГПБ, Дух. ак., А. II. 39 (А).

Примечания

[1] Хрущов, Исследование о сочинениях Иосифа Санина, стр. 129—132.
[2] РИБ, т. VI, № 120 (легенда), стлб. 819—820.
[3] См. ниже, стр. 443.

* * *

Аз же, о любимый и сладчяйши мой брате, отнели же позавидев враг нашему вкупе съпребыванию, и разлучитися нам сътвори друг от друга преж смертнаго и конечнаго разлучениа, и не пребысть сердце мое на месте[1], но аки море влънуемо бурею печали. Но тогда убо твоим пришествием мало утешение приобретах, ныне же, увы мне, всеконечно тебе от мене разлучиша, и выше естества убо воспаляясь пламень печяли поедаеть мене, и острейши ныне в моем сердци вънзеся копие нашедшаго на тя искушениа и на всех нас.

Олядиневшу убо винограду Рускиа земля, и въместо благих дел плода приносяще терние и волчедь скверных дел, и отнят бысть от неа оплот и стена дарований Христовых, иже рече священным своим учеником: «Веруа в мя, дела, еже аз творю, и той сътворит и болша сих», и нихто же не бысть достоин тех дарований.

И сего ради мнози уклонишася к диявольскым чарованием, мняще то быти истинно, и погрязнуша во глубине отступления.


Седмица - Седмица.RU//Библиотека


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке