Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Седмица - Седмица.RU//Библиотека Послание Иосифа Санина архимандриту Вассиану о Троице (до 1479 г.)

Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955
Список источников

«Послание Иосифа архимандриту Вассиану о троице» является, как мы можем предполагать, древнейшим памятником полемики с новгородско-московской ересью конца XV—начата XVI в. Уже И. Хрущов обратил внимание на то, что автор называет адресата послания пастырем и освященной главою в противоположность себе, живущему «в учимом чину», и сделал отсюда вывод, что Иосиф во время написания послания еще не был игуменом; следовательно послание было написано до 1479 г.

[1] Если это так, то адресатом послания был, очевидно, архимандрит Тверского отроча монастыря Вассиан, ставший в 1478 г. епископом Тверским.[2]

«Послание о троице» было до сих пор издано только один раз — в 1790 г. в «Древней Российской вивлиофике» (т. XIV, стр. 218). Издание это совершенно не удовлетворяет современным археографическим принципам: рукописный источник не указан, в тексте обнаруживается множество грубых искажений, заставляющих подозревать, что издатель плохо понимал издаваемый текст.

Так, например, слова «господа бога» под титлом издатель неизменно читал как слово «габа», трижды передавая фразу «И рече ей аггел господа бога: Агарь!», как «И рече ей ангел: Габа Агарь!». Имеется в тексте «Древней Российской вивлиофики» и несколько значительных пропусков.

В настоящем издании нами привлечены 3 списка «Послания о троице», — все они принадлежит к собранию Иосифова Волоколамского монастыря (ныне в Гос. Библиотеке СССР им. В. И. Ленина):

1) БИЛ, Волок. № 156(520); 4°.

Сборная рукопись, состоящая из 2 тетрадей; первая тетрадь — сер. XVI в. Л. 1—«Послание о троице» (без заглавия). Подробное описание рукописи см.: Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии, иеромонаха Иосифа, М., 1882, стр. 164 (ср.: П. Строев.Описание рукописей монастырей Волоколамского и др. СПб., 1891, стр. 136, № 316);

2) БИЛ, Волок. № 158(522); 4°.

Сборная рукопись, состоящая из 6 тетрадей; четвертая тетрадь — сер. XVI в. Л. 457 — «Послание о троице» (заголовок: «Послание преподобного игумена Иосифа, сказание о святей животворящей троици»). Подробное описание см.: там же, стр. 171 (ср.: П. Строев, ук. соч., стр. 158, № 361).

3) БИЛ, Волок. № 155 (519); 4°; сер. XVI в. Сборник, Л. 56 — «Послание о трпице» (заголовок: «Послание»). Подробное описание см.: там же, стр. 160.



Кроме того, нам известны еще два списка того же послания:

4) ЦГАДА, собр. Мазурина (ф. 196), № 1054; 8°; сеп. XVI в, Сборник. Л. 88 об. — «Послание Прохору Сарскому» (см. ниже, стр. 309); л. 347 — «Послание о троице»; л. 418 — «Послание Иосифа Нифонту» (см. ниже. стр. 420).

5) Q.XVII. 64 (из собрания Ф. Толстого, отд. II, № 68); 4°; сер. XVI в. (подробнее см.

во введении к следующему документу № 12). Л. 106 об. — начало «Послания о троице» (до слов «древняя мимо идо. ..» — ср. сто. 306).

В основу при издании положен список Волок. № 156 (А); для исправлений привлекаются списки Волок. № 158 (5) и Волок. № 155 (В).

Примечания

[1] И. Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868, стр. 144—145.
[2] См. выше, стр. 119—120.

Господину архимандриту Васияну

Что, господине, мене, глупаго и ненаученаго, во учимом чину живущаго, пытаешь о таинстве1 святыя троица, а ино то, господине, выше нашея 2 меры. Вам то, господине, освященным главам достоит ветхаго и новаго таинества ведати и научати, вы —. господа пастарие, да и мы, мир, христиане живаначальную троицю, от апостол яве проповедаему прияхом, и крестихомся во имя отца и сына и святаго духа.

В нераздельное божество тако веруем и проповедуем и дръжимся, а древних явленей и обычаев не пытаем и не поучаемся и забываем, якоже и апостол пишет: «Древняя мимо идоша, а вся быша новая», и поучает задних забывати, а на предняя подвизатися, еже есть новаго благодати закон. Да нам было, господине, достоит о всем о том млъчати по писаному, но твое, господине, рачительство пришло до нас, и аз, господине, глупой не могу ослушатися, поминая рекшаго: «Имея друга, вся открывает ему разумна и неразумна».

Ино вем твой разум и мудрость, на то утвръдихся, что можешь и мой глупой разум възразити.

Моисей пишет: «Сотвори бог небо и землю3 и вся, яже в небе и на земли и в водах, вся сътвори человека ради, а человек создан бысть в шестый день, образ божий», и пръвое таинство объявляя живоначалныа троица. Рече бог: «Сътворим человека по образу нашему и по подобию».

Разумевай с кем съветует, и что по образу и по подобию? Не все ли святую троицю преобразуют! Второе: по преступлении Адамле, рече бог: «Се Адам, яко един от нас, разумевати добру и злу». Виждь, яко не рече: «един есмь», но рече: «яко един от нас!» Так жо по потопе в разделении язык рече господь бог: «Се род един и язык един, приидем низъшедше, размесим ту языкы их!».


Седмица - Седмица.RU//Библиотека


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке