Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Послание к Тимофею святого Дионисия Ареопагита [Дионисий Ареопагит]  |  [Библиотека "Вехи"] Дионисия Ареопагита, епископа Афинского,
к Тимофею епископу Ефесскому
О Таинственном Богословии ГЛАВА 1
Что такое Божественный Мрак
1.1. "О пресуществснная, пребожественная и преблагословенная Троица, христианского богомудрия наставница!

Вознеси нас на неведомую, пресветлую и высочайшую вершину познания Священнотайного Писания, где совершенные, неизменные и подлинные таинства Богословия (997 В) открываются в пресветлом Мраке тайноводственного безмолвия, в котором при полнейшем отсутствии света, при совершенном отсутствии ощущений и видимости наш невосприимчивый к (духовному)

просвещению разум озаряется ярчайшим светом, преисполняясь пречистым сиянием!" Да будут таковы всегда мои молитвы! И если ты, мой возлюбленный Тимофей, ревностно стремишься приобщиться к созерцанию мистических видений, то устранись от деятельности и чувств своих, и разума, н от всего чувственновоспринимаемого, и от всего умопостигаемого, и от всего сущего, и от всего несущсго, дабы в меру своих сил устремиться к сверхъес-тественному единению с Тем, Кто превосходит любую сущность и любое ведение, поскольку только будучи свободным и независи-мым от всего, только совершенно отказавшись и от себя самого, и от всего сущего, (1000 А)

то есть все отстранив и от всего осво-бодившись, ты сможешь воспарить к сверхъестественному сиянию Божественного Мрака.
1.2. Но смотри, как бы не стало известно это кому-нибудь из непосвященных, под коими я подразумеваю тех, которые настолько прилепились к дольнему миру, что возомнили, будто кроме естественного не существует никакого сверхъестественного бытия, наивно полагая при этом, что благодаря своим познаниям они могут уразуметь Того, Кто "соделал мрак покровом Своим".

И если посвященные в Божественные таинства превосходят подобных, то что можно сказать о тех совершенных безумцах, которые Бога, то есть запредельную Причину всего сущего, низводят из горнего мира в дольний, полагая что Он ничем не отличается от (Пс. 17.12) множества созданных ими богопротивных изваянии? А ведь им необходимо было бы знать, что псе законы бытия утверждены именно Им, поскольку Он - Причина всего сущего, хотя в то же время Он совершенно не причастен сущему, поскольку превосхо-дит все сущее и сверхсущее; но пусть не думают они, что отри-цательные и положительные суждения о Нем - самой высшей Причине, превосходящей даже отсутствие бытия - исключают друг друга, поскольку Он превосходит любое отрицание и любое утверждение.
1.3.

Вот и божественный Варфоломей утверждает, что Богословие многозначно и - недомыслимо, а Евангелие - величественно, велегласно и в то же время немногословно, но, как мне кажется, в действительности этими словами он хотел сказать, что Бог, как благая Причина всего сущего, велеречив и вместе с тем немногословен и даже бессловесен, поскольку Он запределен все-му сущему и существует вне слов и мышления; ясно же и истинно открывается Он только тем, кто отвратившись от всего как чисто-го, так и нечистого и пройдя все ступени божественных совер-шенств, оставляет все божественные звуки, озарения, небесные глаголы и вступает во Мрак, где, как сказано в Писании, воисти-ну пребывает Тот, Кто запределен всему сущему.

Так, например, божественный Моисей прежде всего получает повеление не только самому очиститься, но и от неочищенных отдалиться, и только после всех очищений слышит он громогласные звуки труб и видит множество огней, блистающих ясным и лучезарным сия-нием; затем оставив и народ свой, и даже избранных священни-ков, достигает он высочайшей вершины божественного восхожде-ния.

Но и после этого общается он не Лично с Богом и созерцает не Его Самого, поскольку Он невидим, а только место, где Он пребывает. По моему мнению это означает, что все самое возвышенное и божественнейшее из созерцаемого и мыслимого нами является своего рода доказательством о бытии Того, Кто превосходит все сущее, то есть доказательством, благодаря которому открывается истина о превосходящем всякое разумение присутствии Того, Кто пребывает на умопостигаемых высотах божественнейших селений Своих.

И вот, удалившись от всех, кто видел его и отрешившись от всего видимого, Моисей вступает в глубину мистического Мрака неведения, в котором у него прекращается всякая познавательная деятельность, совершенно исчезает всякое чувственное и зритель-ное восприятие, н принадлежит он уже не себе н не чему-либо сущему, но Тому, Кто запределен всему сущему, н, таким обра-зом, только после того, как упраздни" всякое ведение, Моисеи гос-подствующей частью своего разума соединяется с Тем, Кто недо-ступен никакому познанию, в совершенном неведении обретает он сверхразумное ведение.

 
ГЛАВА 2
Каким образом возможно единение с Причиной всего сущего и как надлежит воспрославить Ее, превосходящую все сущее Как горю я желанием достичь этого Мрака, дабы не-ведением и невидением узреть и познать Того, Кто превосходит созерцание н познание даже в невидении и в неведении! Ведь истинное познание, созерцание и сверхъестественное славословие Сверхъестественного - это именно неведение и невидение, дости-гаемое (постепенным)

отстранением от всего сущего, наподобие того, как ваятели, вырубая из цельного камня статую и устраняя все лишнее, что застилало чистоту ее сокровенного лика, тем самым только выявляют ее утаенную даже от себя самой кра-соту. И полагаю, что при славословии Сверхъестественного отри-цательные суждения предпочтительнее положительных, поскольку утверждая что-либо о Нем, мы тем самым от самых высших свойств Его постепенно нисходим к познанию самых низших, тогда как отрицая мы восходим от самых низших к познанию самых изначальных; таким образом, мы отказываемся от всего сущего ради полного ведения того неведения, которое сокрыто во всем сущем от всех, кто хотел бы познать его, и ради созерцания того сверхъестественного Мрака, который сокрыт во всем сущем от тех, кто хотел бы узреть его.


ГЛАВА 3
В чем суть катафатического и апофатического методов в богословии   Итак, в "Богословских очерках", используя преиму-щественно катафатический метод богословстования, я разъяснил, почему благая сущность Божества почитается то единой, то тройственной; что означает отцовство и сыновство; как объясняет богословие (похождение)

Духа Святого; каким обра-зом из недр невещественного н нераздельного Блага произошли светообразныс (разумные) существа, которые творческой мощью совечных в Своем единстве (Божественных Ипостасей) пребывают неизменными как по отношению к Благости, так н но отношению к самим себе н друг ко другу; каким образом преестественный Иусус всецело приобщился человеческому естеству, н еще многие истины, о которых говорится в Писании, изъяснил я в своих "Бого-словских очерках".

В сочинении "О Божественных именах" разъяснил я, почему в Писании Бог именуется Благим, Сущим, Жизнью, Премуд-ростью, Могуществом и еще многими умопостигаемыми именами. А в "Символическом богословии" я объяснил, почему к Бог в Писании прилагаются наименования явлении чувственно-воспринимаемой действительности, а именно: что означают свя-щенные изображения Божественного тела, членов и органов; что такое Божественные селения н небеса; что означают Божествен-ные гнев, скорбь и ненависть, опьянение и похмелье, клятвы и про-клятия, сон, бодрствование н еще многие священные образы сим-волического описания Божества.


Послание к Тимофею святого Дионисия Ареопагита


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке