Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святитель Феофан Затворник     Послание святого Апостола Павла к Филимону истолкованное святителем Феофаном         Содержание   Введение . 1 1. Предисловие . 3 а) Надпись и приветствие (1—3) 3 б) Начало послания (4—7) 5 2.

Просит Апостол о милостивом принятии Онисима (8—21) 7 3. Послесловие (22—25) 15 а) Распоряжение с извещением — 22 . 15 б) Поклоны, стихи 23-24 . 16 в) Заключительное благожелание, стих 25 . 17         Введение   В одно время с посланием к Колоссянам было написано и послано и послание к Филимо­ну.

Предлагаем и толкование сего последнего вместе с первым, хотя по содержанию оно очень прилично стоит в ряду с пастырскими послани­ями, ибо дает пастырям очень назидательный пример попечения о спасении душ и того, как должно действовать в обстоятельствах, подобных тем, коих касается послание. «Филимон был из числа уверовавших, жил в Колоссах, где дом его сохранился и до настояще­го времени»,— пишет Феодорит.

«Он был одним из почтенных и благородных мужей» (святой Златоуст). К вере обращен самим святым Пав­лом, который потому пишет ему: «сам себе ми ec и должен» (— 19). Где обращен, на это нет указаний. Можно полагать, в Ефесе, во время долго­временного там пребывания святого Павла, ибо Колоссы с Ефесом были в постоянных сношени­ях, торговых и, кажется, административных.

Уве­ровав, святой Филимон не пребыл бесплодным, но представлял и в своем лице, и во всей семье образец веры и жизни по вере. Святой Павел на­зывает его «споспешником» своим; почему надо по­лагать, что он немало содействовал обращению своих сограждан, то сам по себе, то совместно с Епафрасом; уверовавшим же пребывать в вере содействовал тем, что дом свой сделал местом собрания их, где они насыщались и учением, и таинствами.

Вообще «дом его был пристанищем для всех святых, и святой Павел свидетельствует, что им «утробы святых почиша» (—7)» (святой Златоуст). В это время, когда писано послание, не видно, чтоб он принадлежал к освященным лицам. Но впоследствии, как предание передает, он был епископом, по одним — в Колоссах же (Постановления Апостольские,7,49), по другим — в Газе, и приял мученический венец при Нероне в Колоссах, вместе с Архиппом и Апфиею от правителя Ефесского.

Память его, вместе с Архиппом и Апфиею 22 февраля. Онисим — слуга Филимонов (—16). Прови­нившись каким-то несоблюдением господских интересов (—11, 18) и боясь наказания, бывав­шего в те времена очень строгим, он бежал и доб­рался до Рима, где тогда находился в узах святой Павел. Святой Павел мог быть ему известен со времени обращения Филимона, коего мог сопро­вождать в Ефес; ибо рабы тогда, как были под сильным гнетом, так нередко выслуживались и были лицами доверенными у господ и пользовав­шимися уважением сторонних.

К числу таких, надо полагать, принадлежал и Онисим; почему Апостол в послании к Колоссянам выразился о нем: «иже от вас» (Кол. 4, 9), как о лице, всем известном и не бывшем на худом счету. Как доверенный Филимонов, он сопровождал его всю­ду, был с ним и в Ефесе, когда он обратился к вере, но сам оставался в неверии как в то время, так и после, может быть, потому, что некогда было об этом подумать.

Теперь же на свободе или вместе с другими привлечен был послушать святого Павла, или, может быть, был приведен на проповедь Епафрасом, а прямее сказать, благо­дать Божия нашла место в нем и привела его туда, где он мог найти врачевство болевшей душе своей. Послушав святого Павла, он обратился к вере и принял во святом крещении благодать возрождения.

Святой Павел очень полюбил его, так что назвал его «утробою своею» (—12). И на­до полагать, что Онисим был украшен достолюбезными качествами, которые еще паче воз­высились под действием благодати, и что его погрешность пред господином своим была какая-либо случайная. По сим качествам святой Павел Хотел его удержать при себе, чтоб он послужил ему в узах; но не решился этого сделать без согласия его господина, хотя был уверен, что тот ничего не сказал бы против этого.

Почему поло­жил отослать его к Филимону, чтоб сей после­дний, если найдет удобным, сам своею волею отдал ему Онисима на временное прислужива­ние в темнице (—14). В это время надо было посылать Тихика в Колоссы с посланием. К нему в спутники и присоединил святой Павел Онисима. Оправданный верою и принятый в благодать Божию, Онисим все же оставался ответным пред своим господином.

Посему, отсылая его к Фили­мону, святой Павел счел нужным написать к сему последнему послание и просить его явиться милостивым к рабу своему, виновному и беглецу, простить его и принять не как уже раба, а как брата возлюбленного, порожденного духовно от того же отца, который породил и его самого. Склонение к сему Филимона и составляет содер­жание и цель послания к нему святого Павла.

Считается очень достоверным, что Филимон, и сам по себе столь добрый, исполнил желание свя­того Павла и, приняв в свою любовь Онисима, отослал его обратно к святому Павлу, кажется, уже как свободного. Предание потом считает его епископом Береи Македонской, и мучеником в Риме при Трояне. Онисим, епископ Ефесский после святого Тимофея, посему будет иное лицо. Память его 15 февраля.

Этими замечаниями дается ответ на все обыч­ные относительно посланий вопросы: когда, где, по какому поводу, с какою целью написано и что содержит послание к Филимону. Но у иных рождается вопрос, стоило ли вносить в канон священных книг послание с таким частным содержанием. Приводим решение его, предложенное святым Златоустом. «Некоторые говорят, что не нужно было присоединять это послание к канону священных книг, так как оно касается маловаж­ного дела, только одного человека; но пусть уз­нают высказывающие такое неодобрение, что сами они достойны многих укоризн.


Святитель Феофан Затворник     Послание святого Апостола Павла к Филимону истолкованное святителем Феофаном         Содержание   Введение . 1 1. Предисловие . 3 а) Надпись и приветствие (1—3) 3 б) Начало послания (4—7) 5 2.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке