Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Седмица - Седмица.RU//Библиотека Послания Иосифа Волоцкого Василию III

Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955
Список источников

Публикуемые ниже «Послания Иосифа Волоцкого Василию III» характеризуют завершающий этап борьбы воинствующих церковников с ересью конца XV—нач. XVI в. Они были написаны уже после разгрома московского кружка еретиков и после собора 1504 г. В них проявляется отчетливая тенденция Иосифа Волоцкого к союзу с великокняжеской властью. Волоцкий игумен в обоих «Посланиях» отстаивает идеи теократического происхождения самодержавия.

Произведения интересны также как источники крупнейшего сочинения Иосифа Санина «Просветителя». «Второе послание на еретики», хотя и не публиковалось, но было известно в литературе (см. о нем у Хрущова и др.); об «Отрывке из послания великому князю» в литературе сведений не было.

I.

«Отрывок из послания великому князю» находится в сборнике произведений архиепископа новгородского Феодосия, составленном около 1543 г.,[1] а также в копии с этого сборника, составленной учеником Феодосия Ефимием Турковым.[2] Этот отрывок идет без какого-либо заголовка непосредственно после «Послания Иосифа к Нифонту».[3] После отрывка следует летописчик Иосифа в краткой редакции.

[4] Собственно говоря, частично это послание волоцкого игумена было уже опубликовано, хотя исовсем в другом контексте: оно составляло вводную часть послания архиепископа Феодосия Ивану Грозному о корчмах. В этом послании «Отрывок» помещен без каких-либо существенных изменений[5] с начала до слов «от треволнения душевнаго и телеснаго». Вторая половина «отрывка из послания великому князю» входит в состав 16-го «слова» «Просветителя» (

начиная со слов «подобает же ти, благочестивый царю», и до конца «Отрывка»). Хотя «Отрывок» не имеет ни заглавия, ни указания на адресат, следует предположить, что он принадлежит перу Иосифа Санина. Полагаем, что его автором не мог быть Феодосии. В его послании «Отрывок» носит характер вставки (он не имеет непосредственной связи с основным текстом произведения Феодосия, которое посвящено новгородским корчмам).

В послании Феодосия отсутствует вторая часть «Отрывка», тесно связанная с его началом (развивается также мысль о назначении царя). Поэтому публикуемый «Отрывок» не может быть простой выпиской из послания Феодосия о корчмах. Не являлся он извлечением и из другого самостоятельного произведения Феодосия (в противном случае новгородский архиепископ не преминул бы поместить это свое произведение полностью в одном из своих сборников).

Зато чувствуется несомненная связь «Отрывка» с сочинениями Иосифа Санина. Мы указали уже на близость второй части «Отрывка» к 16-му «слову» «Просветителя». Все разночтения между «Отрывком» и 16-м «словом» можно свести к следующему:



16-е «слово» «Просветителя»:

1. ...Сего ради подобает царем же и князем...

2. ... от треволнения спасати ду-шевнаго и телеснаго.

Солнцу убо свое дело есть, еже светити сущих на земли; царю же свое есть, еже пещися о всех сущих, иже под ним скипетр...

3. ... Царь... хранит от всякаго вреда душевнаго и телеснаго, яко да божию волю сотворше, приимите от бога со бесплотными силами присносущее ра-дование, якоже сам обещал вы есть: да идеже аз буду, ту и слуга мой, и воцаритеся.



«Отрывок из послания к великому князю»:

... Подобает же ти, благочестивый царю...

... от треволнениа спасати душевнаго и телеснаго; и душевное бо есть треволнение еретическое учение, телесное ж есть треволнение — татьба и разбойничество, хищение и неправда, и обиды и прочаа злаа дела, иже убо телесне врежают, а не душевне. Ты же убо о дръжавной царю, и скыпетр. ..

... Царь...

хранит, яко да божию волю сътворив, приимеши от бога присносушное радование и воцаришися...



Близость обоих текстов могла бы произойти вследствие заимствования «Отрывка» из «Просветителя», т. е. тогда вопрос о принадлежности его Феодосию не снимается, ибо новгородский архиепископ мог сделать выписку из сочинений Иосифа Санина. Но если текст «Просветителя» является извлечением из этого отрывка, то последний написан при жизни Иосифа Санина, т. е.

задолго до начала деятельности Феодосия. Основное отличие обоих текстов в их направленности: 16-е «слово» «Просветителя» обращено к царям вообще, а «Отрывок» адресован непосредственно к какому-то царю (ср. разночтение 1). Местами 16-е «слово» дает более расширенный текст (ср. разночтение 3), что весьма типично для произведений Иосифа Санина, который часто дополняет свои ранние произведения при использовании их в более поздних сочинениях (напр.

«Послание о соблюдении соборного приговора» и 15-е «слово» «Просветителя»). Наиболее характерно разночтение 2, которое показывает, что дополнение 16-го «слова» о власти царя, сравнение ее со светом солнца, связано с началом «Отрывка», отсутствующим в самом 16-м «слове» («Солнцу свое дело светити лучам всю тварь, царю же добрыадетели, еже миловати нищаа и обидныа»).


Седмица - Седмица.RU//Библиотека


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке