Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Иосиф Ватопедский /Поучения из книги Святая гора Афон/ Библиотека Golden-Ship.ru Проповеди монаха Иосифа Ватопедского, ученика старца Иосифа Исихаста   Поучения из книги «Святая гора Афон»

Старец Иосиф Ватопедский. Слова и собеседования. Салоники, 1989 [На греческом языке]. Перевод схииеродиакона Кукши. Святая гора Афон.— М.: Сибирская Благозвонница, 2009. — 349 с.   Ред. Golden-Ship.

ru 2012

Содержание О покаянии О соблюдении ума О духовном ведении О созидании нового человека Наставления монахам и мирянам о молитве Из бесед с афонским монахом Иосифом Ватопедским П роповеди монаха Иосифа Ватопедского, ученика старца Иосифа Исихаста О покаянии Братия и отцы, снова призываю вас задуматься о нашей общей цели - постоянном по­каянии.

Если мы вспомним о сотворении человека, о том, как Бог обновил нас Словом о вы­соком пределе Божественных обетований, которые даровала нам Его вселюбовь, и о том, что всего этого мы лишаемся, неся при этом вину вечного осуждения по причине нашего невни­мания и нерадения, - то нас поистине душит отчаяние. Но благословен Бог всегда, ныне и в вечности, сжалившийся над нами и даровавший нам покаяние, через которое мы взыскуем потерянное нами, вновь обретаем наше положение и наследуем то, что Его вселюбовь и благодать обещают нам.

Покаяние - абсолютная обязанность нашей монашеской жизни и ее особенность, обре­тение утерянного нами; исцеление растленных; погашение долгов наших; воскрешение от­мерших членов, обезображенных грехом, предательством и отречением; надежный спаса­тельный круг для тонущих в море этой суетной жизни; главная и подлинная цель и предо­пределение для погрязшего в грехах своих человека.

На основе житий, проповедей и указаний Отцов наших шествуем мы беспрепятственно, и все, хотящие преуспеть, исходят из этих целей. Обозначим вкратце систему такой деятель­ности. Через начало благое - священные слова: Начало премудрости - страх Господень (Прит. 9, 10), страх Господень отводит от зла (Прит. 16, 6), - тронемся со страхом Господ­ним, уклоняясь от зла по пути нашего воскресения.

Полное покаяние определяется как «Ле-ствица», которая всех падших на земле возводит на небо, где находится истинное наше оте­чество. Страх Господень порождает трезвение и внимание. При соблюдении заповедей они по­рождают ревность, облегчающую тяжесть деятельного трудолюбия. Если ревность не рас­сеивается нерадением, они способствуют трудолюбию.

Так вызывается пришествие благода­ти, таинственно утешающей и ободряющей ум в точности выбора и настойчивости в битве с расслабленностью. Для тех, кто подвизается на многоболезненном поприще трудолюбия, полезный по­мощник и сопредстоятельница - это воздержание и точность соблюдения иноческого древ­него устава. Оба эти средства необходимы. Слова Апостола: ...

все подвижники воздержи­ваются от всего (1 Кор. 9, 25), - вот образец поведения, с которым мы постоянно встречаем­ся в житиях Отцов наших. Только воздержание в конце концов низвергает наслаждение -матерь смерти. Упорство является спасительным средством в нашей духовной борьбе за соблюдение воздержания. Не будем забывать, сколько ложных доводов выдвигаем мы, чтобы не соблю­дать воздержание.

Пример нашего Господа в пустыне как Наставника поста убеждает в не­обходимости трудолюбия в подвижничестве. Если и говорит Священное Писание, что наш Господь взалкал (Мф. 4, 2), Он, тем не менее, не уступил возбуждению чувств якобы жиз­ненной потребности, но остался хранителем аскетического подвижничества. С верой в Боже­ственный Промысел Он справился и с казавшимся непреодолимым голодом.

Вот пример, чтобы никогда не иссякал арсенал нашей духовной стойкости. Как противостоим мы в брани с грехом в чувственном мире, так будем противоборст­вовать ей и в мире мысленном. Здесь битва бывает не менее тяжкой, но нам здесь оказывает большую пользу опыт святоотеческих трудов, из которых ум черпает силу и обороняется в напряженной и невидимой умственной брани.

От этого просыпается память Божия и при­водится в действие вся Его всеблагость, постоянно нас окружающая. Отсюда берет начало и наше всемогущее оружие - молитва, без которой невозможно достигнуть успеха ни в чем. Преподобные отцы, толкуя слова Давида: Воутрия избивах вся грешныя земли (Пс. 100, 8), - указывают с похвальной настойчивостью на значение борьбы.

Она изначально должна происходить с понуждением, прежде чем ум рассеется на воспоми­нания прошлого по причине грехопадения. Первая обязанность в духовном поприще неви­димой и многообразной брани - это делание в уме, откуда невыразимые мысли исходят из «утрия», то есть от начала. Это достигается памятью Божию от стражи утренния (Пс. 129, 6) и настойчивым призыванием всесвятого Его имени, чем выявляется расположе­ние к подчинению Его Божественной воле.

В мысленный Иерусалим, к которому стремится внимание ума, еще до того, как он об­ретет безмолвие, входим мы через молчание уст. Второй шаг в этом направлении - воздер­жание в еде. Да устремимся мы посильно к избежанию насыщения. Следующим шагом да будет изучение текстов Священного Писания и творений преподобных Отцов наших, а за этим последует и память смертная. О, как полезна эта работа!

Она наиболее осязаема, поскольку и прародители наши, и ежедневно наши близкие оставляют эту жизнь. Блажен тот, кто сумел пожизненно избрать себе в супруги память смертную. Он преуспел изначально, сумев избежать многообразных смертельных ловушек. Поскольку после грехопадения мы обрели переменчивость и легко изменяемся в соот­ветствии с нашим окружением, - очень полезным явится старание обрести добрые привычки, которые удержат нас при давлении на нас разнообразных обезображивающих нас греховных побуждений.


Иосиф Ватопедский /Поучения из книги Святая гора Афон/ Библиотека Golden-Ship.ru


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке