Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Преподобный Ефрем Сирин
Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому

По слав. пер. Ч.I. Сл. 110.

Приклоните ко мне слух, братия возлюбленные; поведаю вам прекраснейшую повесть. Ибо прекрасно утаевать совещания царей; тайны же Божия открывати - добро (Тов.12:7). Поелику чрез верных рабов Своих Господь укрепляет немощных, из них же первый есмь аз; то и во мне есть желание коснуться того, что споспешествовало к уврачеванию бедной души моей. Хочу сновать ныне ткань из прекрасной волны словесной овцы.

Желаю соткать преузорочный хитон из руна превожделенных умных уст. Ибо видел я некогда овна, у которого была прекрасная волна, и словесные роги вещали божественно. И приблизившися к нему с великим борением духа, понемногу снимал с него малые нити. Но напал на меня какой-то невыносимый страх, что не будучи, мудрым, отважился на подобное дело.

Хотите ли ясно услышать, каков сей овен, украшенный такою доброцветностию? Это - мудрый и верный Василий, епископствовавший в Каппадокийской области, в Кесарийском граде, провозглашавший целой вселенной спасительные догматы. Воистину, Василий - основание добродетелей, книга похвал, жизнь чудес, ходящий во плоти и шествующий духом, сожитель дольних взирающий в горняя, драгоценный смычек духовной цевницы, услаждающий область святых Ангелов, агнец верный матерней жизни, озаривший пажить Священного Духа, в сильной любви вскочивший и восхитивший цвет у подножия честного креста: - ясли догматов, словесный язык, цена правых и полезных мыслей; погрузившийся в глубину Писаний и подражавший светлому бисеру; преукрашенный грозд Божественного винограда; небесно изрекающий Божию сладость; прекрасный лист священной мудрости, исписанный свыше божественными начертаниями; превосходнейшая нива горнего царства, произрастившая Богу плоды правды; холм, процветший таинственными розами, от которого благоухание восходит до самого неба; возгласивший о Господе благоугодные песнопения и приявший на небесах легкие венцы; уразумевший благодать, и как Иов [1], возгласивший исповедание Спасителю всяческих: Дух Господа Бога, сотворивый мя, и дыхание Вседержителево, поучающее мя (Иов.33:4)

; утверждающий, что Духом Святым проповедал всем Господа Иисуса Христа.

Еще желаю в похвалу Василию продолжить словесную ткань, чтобы в праздник и память Праведника, молитвами его обрести нам ведение и умиление. Почему снова надобно нам взяться за челнок Духа и приуготовить мысленную нить, и хотя до того простереться в сей работе, чтоб на основе начать и уток. Ибо, если кто трезвенно спрядет сию нить; то для желающих приуготовит ее в ризу бессмертия.

Таковы начатки таинственного питомца; таковы приобретения с святого стяжания! Так непрестанно, как волною, украшен был учением, доставляя одежду приходящим к нему, духоносный овен Христова стада, украшающийся милосердием светлой Церкви, волною своею согревающий нищих и рогами бодущий богатых. День и ночь неисходно пребывая в самом святилище, свыше приял он благодать.

Посему ежедневно цветоносным словом обновлял неизменное украшение душ; но применяясь к каждому, не оскудевал в разнообразии. Поелику возрастал среди бессмертных цветов; поелику питался святыми произрастениями; поелику возлежал всегда на Писаниях, отдыхал на апостольских пажитях и веселился в священных дворах: то слово его текло как река, и правда его как волны морские.

Там всасывал он божественные мысли, здесь вкушал бессмертные глаголы. Там вкушал отменные явства, и здесь провещавал доступные речи. Ибо не сурова была у него снедь, не терны это были, но роза и лилия, шафран и корица. Подобные сим злаки подвергал он испытанию, из таинственных растений извлекая благоухающую снедь. Посему-то чистая волна его была прекрасная и употреблялась на соткание божественных наставлений.

И нужно ли много говорить о сем овне? Слово его было уготованный сосуд, и сосуд не простый, но подобный тому, какой видел Петр, четырьмя краями спущаем с неба (Деян.10:11). Но тот нисходил к земле и содержал в себе птиц и четвероногих; Василий же, обретши восхождение к небу, изрек нам пресловутые и необычайные словеса. Тот сосуд явился на краткое время, и образ его, по откровении его единому Петру, взялся в высоту, а Василий, многие годы подъемлясь в высоту, подавал многим благодать Духа; о том сосуде Петр слышал с неба: "что Я очистил, то прими и ты".

И о сем сказано было всем: "Я его освятил, почтите его и вы". Посему, кто не восхвалит того, кого прославил Отец? Кто не почтит того, кого освятил Сын? Кто не ублажит того, кого ублажил премудрый, разумичный и досточтимый Дух? О с каким благоволением определено в совете Всесовершенного вселиться и походить в нем? Ибо сказал Бог, почию на кротком и молчаливом и трепещущем словес Моих (Ис.66:2).

Благодать так напоевала ум его оными досточтимыми и вечными потоками, что и пребывавших в скверне своих грехопадений делала столько же благообразными, как и измовенных.

Когда же Господь умилосердился и надо мной, явив милость Свою, при одном случае в некотором городе; услышал я там голос, говорящий мне: "востань Ефрем, и яждь мысленные снеди". "Откуда возьму, что ясть мне, Господи?" и сказал мне: "вот в дому Моем царский сосуд преподаст тебе снедь". Весьма удивившись сказанному, я встал и вступил в храм Всевышнего.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке