Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Тихо вошедши на церковный двор, и с сильным желанием устремив взоры в преддверие, увидел во Святом Святых сосуд избранный, светло простертый пред паствою, изукрашенный боголепными словесами; и очи всех были обращены к нему. Сам видел я, что храм питаем был от него Духом, что особенно были им милуемы вдовица и сирота. Там видел я рекою льющиеся к нему слезы, и златозарно сияющее для всех руно жизни, и самого пастыря на крылах Духа возносящего о нас моления и поучающего словом.

Видел красующуюся им Церковь, видел возлюбленную им преукрашенную. Видел, как преподает он Павловы уроки, закон евангельский, и внушает страх к таинствам. Видел там полезное и спасительное слово, несомненно высящееся до самого неба. Одним словом, видел, что все это собрание озарено лучами благодати. И поелику все сие так благочестно восприимало силу свою из избранного сосуда царствия; то воспел я премудрого и благого Господа, Который так прославляет прославляющих Его.

И по выходе из сего училища извещен он был о мне Духом Святым, и призвав к себе мою худость, спрашивал чрез переводчика, говоря мне: "ты ли Ефрем, прекрасно преклонивший выю и взявший на себя иго спасительного слова?" И сказал я в ответ: "Я Ефрем, который сам себе препятствую идти небесною стезей". Тогда, объяв меня сей дивный муж, напечатлел на мне святое свое лобзание.

Предложил и трапезу из снедаемого мудрою, святою и верною его душою, не из тленных приготовленную яств, но наполненную нетленными мыслями. Ибо рассуждал он о том, какими добрыми делами можем мы умилостивить к себе Господа, как отражать нам нашествия грехов, как преграждать входы страстям, как приобрести апостольскую добродетель, как умолить неподкупного Судию.

И я, заплакав, возопил и сказал: "Ты, отче, будь хранителем для меня расслабленного и ленивого. Ты наставь меня на правую стезю, ты приведи в сокрушение окаменелое сердце мое. Пред тобою поверг меня Бог духов, чтобы ты уврачевал душу мою. Ты установи ладью души моей на воде упокоения".

И заметь попечительность доброго учителя, как овладел он моими силами: стал для меня тем же, чем служит жезл для тела, и искоренив навык неразумных страстей, снял с меня чешую, эту порчу глаз, и освободив слово от того, что было в нем зелено и незрело, объял меня ревностию и погрузил в глубины своих наставлений. Тогда чрево мое зачало благоразумие, чтобы родить похвалу четыредесяти мученикам; потому что сей доблий муж сроднил слух мой с их терпением всякого рода, рассказал мне, как всему предпочли они умереть за Христа, сколько презрели опасностей, да Его приобрящут, а также сколько числом было святых, и поведал все прочее о благочестии их.

Итак, поелику такого славного труда удостоил меня верный архиерей, то, похвалы сим победоносным, препрославленным мужам оставив до другого сказания, ублажим сего преподобного Христова мужа, ревнителя мучеников и им равночестного. Ибо как сии святые мужественно противостали мучителю Ликинию и военачальнику Дуку, так и сей преподобный препирался с Валентом, Арием и надменным правителем области.

Те исторгали терния заблуждения; и он исторгал волчцы еретического беснования. Те разорили Ликиниевы окопы; и он привел в бездействие Валентовы указы. Те нарушили Дуковы приказания; и он посрамил Ариевы возражения. Те смирили надменность военачальника; и он сокрушил Модестово неистовство: потому что поощряемый подвигом сих мучеников, как Финеес прободал языки, не соблюдшие верности Богу.

Почему и желал с сильною горячностью испить чашу, спешил чрез мученичество воздвигнуть себе победный памятник. Мученики за веру во Христа терпели мужественно, неся на себе вдруг все скорби; Василий же по упованию на Христа мужественно перенес метели искушений. Те совлекли с себя хитоны и члены свои предали на поругания; и он спешил совлечь с себя рубище, покрывавшее выю и тело.

Те в озере привлекли к себе блуждавшего в нечестии и приобщили к славе; а он, крестя неверных в купели, стал для них ходатаем небесного царства. Те, в водах сожигаемые любовью, видели на главе свет вместе с венцами; и он, воспламененный догматами Святыя Троицы, приял награду за ратоборство с зломыслящими.

Чего не изобретал лукавый велиар, чтоб отлучить Василия от горнего царства? Раздражал царей, князей и народы, - и Василий стал опорою для верных; приводил в ярость все свои бури, и ничто нимало не смущало воспламененного мудреца; воздвигал волнение чрез своих служителей, еретиков, - и тем более обнаружилось искусство кормчего; устремлял волнующиеся валы на Церковь и не возмог потопить корабль Василиевой веры; вел с ними брань еретическими толками, и тотчас встречаем был богословскими догматами; вооружил на него Ария, как Голиафа, и поражаем был из пращи его тремя камнями веры; ударял в столп его ветрами зловерия, потому что слова нечестивых были ветры, но не поколебали его; потому что ограждался тремя неодолимыми стенами Пречистой Троицы; пускал в него стрелы многобожия, и они тотчас были отражаемы Единоначалием.

Наступали стаи лающих псов, и он налагал на них раны жезлом креста; волки снова одевались в овчую кожу, и он немедленно обличал их лицемерие; спешила смутить его неправда, и тотчас побеждаема была его правдою. Неверные соревновали друг другу в подражании его вере и учению, и тотчас возвещаемы были их зловерие и нечестивый образ мыслей; старались внушать, что имеют его дерзновение, и тотчас обнаруживалось их неразумие.

Поелику же и противники умели уважать и чтить добродетель и мужество, то, когда сын мучителя находился в жестокой болезни, просили Василия помолиться о нем. А когда Василий предложил условие: "отдай его мне, чтоб привести мне его к неукоризненной вере и освободить от всякого злочестия Ариевых учений", и царь согласился на это; тогда тотчас соделался он ходатаем за царя земного пред Царем небесным, вознес к Нему обещание мужа, и принял здравие отрока.

Но змии, как скоро увидели отрока спасенным, снова растлили волю легкомысленного царя, и взяв сына его, крестили водою, но не Духом, учили отметать Сына Божия, овладевая им внутренно и облекая наружно; и наружно облекается он во Христа, а внутренно рассекает его. Почему в непродолжительном времени поял Он дух у несчастного, провозвещая неблагодарность их сердца.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке