Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Преподобный Ефрем Сирин
Похвальное слово святым четыредесяти мученикам

Намереваюсь писать мученический образ и, не приобретя светлых красок, замышляю изобразить мученическую твердость; но боюсь, чтобы не сказал мне Давид: Господь чрез меня говорит тебе грешник: вскую поведаеши оправдания Моя (Пс.49:16)? Желаю следить словом за мужеством мучеников и прихожу в трепет, не имея у себя никаких заслуг. Исполняюсь желанием преплыть великое и славное море похвал их терпению и, как неопытный кормчий, содрогаюсь, чтобы не потонуть в похвалах им.

Усиливаюсь провозвестить воинство святых и прихожу в кружение, не имея у себя оружий правды. Спешу вступить на луг и облагоухаться цветами их добродетелей; но, вступив в сад святых мучеников, не нахожу в себе сил обрать плоды похвал. Спешу объявить победные награды, но как объявлю? Изнемог я и грешен. Итак ужели потому, что недостоин я и немощен, умолкнуть мне и лишить вас пользы?

- или, положась на Христовы щедроты и благоутробие, отвалиться провещать похвалу мученикам? Лучше, думаю, восхвалять святых, нежели зарыть талант, и быть осуждену; тем более, что я должник, и обязан вашему единомыслию отдать долг с ростом; потому что не забыл я своего обещания, какое дал вам о добропобедных мучениках, когда беседовал о жизни богоизбранного мужа, преподобного и верного Василия.

Итак способствуйте мне вы, святые, вашим предстательством, а вы, возлюбленные, преподобными вашими молитвами, чтобы Христос благодатью Своею подвиг язык к провещанию, уста к повествованию, сердце к уразумению, душу к сокрушению и ум к озарению и подражанию им, а вас - к трезвенности, ревности, слушание, стремлению, возбуждению, тщанию, постоянству; потому что светлого сего делания удостоил меня верный Архиерей.

Время уже, братия возлюбленные, пустить слово на мученическое поприще; время вступить на превосходную стезю; время удвоить прибыток таланта.

Говорил уже я, что в одном легионе было четыредесять мучеников, живущих благочестно, которые тотчас с самого начала доказали, что лик их славен и честен; теперь пришло мне на мысль приложить к мученикам исследование пророческого образа. Моисей, постившись сорок дней, на горе Синае, принял закон; и мученики, решившись в таком же числе закласть тела свои, приобрели вечную жизнь.

Моисей, увидев беснующийся народ, в гневе, на горе, сокрушил скрижали; они же, видя неистовых демонов, соблюли веру свою непоколебимою. Кроткий Моисей, вторично получив скрижали, обнародовал наконец закон всем Евреям; они же одною крестоносною печатью всем преподали в себе догмат о Христе. И что удивительного, если найдем, что к ним будет приравнена и добродетель Илии?

В крепости единой яди Илия Фесвитянин достиг в сорок дней горы Хорива (3Цар.19:8); они же, вкусив тела Христова, в числе четыредесяти, все вместе вошли на небо. Илии, идущему в путь, явился Бог, говоря: мног от тебе путь Илия (7); и им дал уразуметь Себя Бог, подкрепляя сердца их и говоря: "прекрасна ревность ваша к благочестию". Ревнитель оставил милоть свою Елисею и востек на колеснице; и четыредесяти мученикам Спаситель даровал мир Свой и вознесся в славе.

Как четыредесятное число дней истребило при Ное всякое непотребство; так число четыредесяти мучеников прекратило тогда неистовство беззаконных; там прилетела голубица, принесла и подала праведнику сучец - символ благоведрия; здесь преселились святые, которые подъяли труды и принесли в дар Богу победные награды. Ковчег принял в себя бессловесные жертвы, и многие из них дал на служение Богу; пещь прияла в себя тела святых и всецело вознесла в жертву Владыке, по богодухновенному Писанию, которое свидетельствует, что всяка жертва огнем осолится (Мк.9:43).

Но пусть всеподающая пещь скажет нам теперь, как стала она опять в сожительстве святых, как перешла с востока на север, ища себе такой жатвы, и не в земле халдейской упиталась всем, паклей, серою, смолою и хворостом? Как из Вавилона перенесшись в Севастию возжгла ты светоч? "Да, говорит она, в земле ассирийской была я водворена за римскими пределами, вдали от них, но услышала, что в земле северной найдены сорок глыб золота, и пришла разжжечь и осветлить их, чтоб очищенными от примеси передать их Художнику.

Ибо где оказывается Владычная работа, туда переношу силу своего дыхания. Бог обратил меня в рабочую храмину отделять добрых от лукавых; я поставлена на мучение ненавидящим Бога, на досаждение не любящим Его; знаю святых, не знаю непотребных; гнушаюсь нечестивыми, люблю благочестивых; не сожигаю святых, как думают неразумные, не опаляю верных, как говорят Еллины.

Два у меня огнища, две производятся работы - одна в смерть, другая - в жизнь. Бессильными оказались Ликиний и Навуходоносор с их служителями: один Седраха, Мисаха и Авденаго бросил живых с их тиарами на сожжение; другой препроводил ко мне святых совершенно сокрушенных и без одежд. Беззаконные мучители, продолжает пещь, гадали, что мой огонь губителен для верных, и не рассудили, что тем и другим таинственно служу, я, как послушная раба.

Которых приняла живыми, тех и отпускаю живых, а которых взяла умершими, тех сожигаю в жизнь; и у первых не очернила святые тела, и у последних не умалила честные останки; не делали возлияний и первые золотому образу, и последние - изваяниям бесчестных идолов; первых огонь просветлил как росу, и последних сделал светлыми речной поток. Там, приняв в себя троих, извела я четырех, чтобы сочетавали собою десятерицы сих четыредесяти, и за долгое время тайноводствовали четырех предводителей четверной десятерицы.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке